Персона грата "Персона грата": Аскар Туганбаев
Молодые слушатели, наверное, с ходу и не ответят на вопрос, что это такое – длинное, зеленое, пахнет колбасой. Но родители, которые помнят советские времена, знают ответ. Это электричка. На ней наши сограждане дружно тогда ездили в Москву, потому как в других городах колбасу купить было невозможно. Времена меняются, колбаса нынче в продаже есть повсюду, но в начале ХХI века этого явно недостаточно, чтобы жизнь в провинции можно было назвать достойной.
Телевизионный продюсер и медиаэксперт Аскар Туганбаев – желанная персона в студии "Радио России".
В прессе появились такие цифры: к 2010 году проникновение Интернета в регионы нашей страны превысит 20%, и там где широкополосный доступ был только у одного пользователя, теперь таких пользователей станет десять. Казалось бы, большой прогресс, или же Россия все-таки могла бы продвигать Интернет в массы более интенсивно?
Аскар Туганбаев: Интернет есть во всех мобильных телефонах, поэтому все пользователи мобильного телефона уже имеют доступ в Интернет – пусть маленький, кривой, но какой-то имеют. Учитывая, что у нас 90 миллионов - или сколько-то там миллионов пользователей мобильной связи, значит, Интернет у них уже есть. Понятно, что он неполноценный, но если очень прижмет, то им можно воспользоваться. Хорошо, что широкополосников становится больше, потому что это совсем другой Интернет, нежели тот, с которого мы начинали в девяностых годах. Я помню очень медленный Интернет – текстовый, без картинок, когда нужно было долго ждать - о видео тогда даже не мечтали.
Интернет, конечно, это полезная и нужная вещь, и я уверен, что он будет способствовать повышению эффективности оборота информации, эффективности труда и эффективности образования.
Что сегодня, по вашему мнению, более всего тормозит продвижение Интернета в регионы России?
Аскар Туганбаев: В первую очередь, конечно, деньги. Потому что это стоит недешево. Интернет – это сотни рублей в месяц, и потенциальному пользователю нужно объяснить, зачем из своей небольшой зарплаты тратить довольно значительные деньги. Каналы связи – во вторую очередь, потому что инфраструктура у нас более менее развита, и там где есть телефонная связь, можно сделать и доступ в Интернет. Еще – незнание пользователем о возможностях. Наши СМИ про Интернет рассказывают в основном негатив, так как и многие журналисты тоже не разбираются. Об Интернете такое представление, что там хакеры, порнография, киберпреступники, и там деньги воруют, а то что это интересный мир и возможность для развития, это мало кто понимает.
Я помню свои ощущения, когда впервые сел за руль автомобиля – ощущение какой-то несравнимой ни с чем свободы. В Интернете это ощущение свободы тоже очень сильно. Когда человек окунается туда, он в какой-то момент понимает, что он свободен, что он может найти любую информацию, пойти куда угодно, зайти на любой сайт, увидеть то, что он может увидеть.
Аскар Туганбаев: Это правда, но на машине когда едешь, ты видишь, куда ты можешь поехать, в Интернете есть некоторая проблема с навигацией, потому что когда человек просто попал в Интернет, то он не видит никаких горизонтов, он не видит никаких направлений, он не знает, куда ему идти. Вокруг какое-то море текста и картинок, глаза разбегаются, во что тыкать непонятно. На перекрестке у тебя есть дорога налево, направо и прямо, а в Интернете на одной странице может быть сотни ссылок, и ты не знаешь, на какую из них нажать. Это немного пугает…
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.