Персона грата "Персона грата": Олег Морозов
Делу время, потехе час. При таком разгуле кризиса и во время отпуска мысли о работе не оставят, а уж ответственным государственным мужам и вовсе - в полную силу отдохнуть, наверное, не удастся. И все-таки, формально весенняя сессия в Государственной Думе завершается, и, значит, самое время осмыслить ее итоги и оценить эффективность работы наших законодателей.
Первый заместитель председателя Государственной Думы Олег Морозов – желанная персона в студии "Радио России".
Как вы сами оцениваете эффективность депутатской работы в эту сессию, чем довольны, а чем не очень?
Олег Морозов: Я так давно в парламенте – 15 с лишним лет уже – что я обычно к работе отношусь не по принципу "понравилось – не понравилось", а важны ли эти законы сегодня, востребованы ли? Или мы принимали в сессию законы, которые нужны, но к ним приковано не такое, может быть, большое внимание.
В этой сессии был принят ряд знаковых решений. Это, во-первых, поддержка антикризисной программы правительства, которая произошла в формате отчета - первого за всю историю нашей политической системы – публичного отчета правительства перед парламентом.
Кстати, в этой студии мы много раз обсуждали эту тему. Странно, если правительство приходит и уходит, но никогда не отчитывается. Теперь у нас появился такой формат, когда каждый год правительство будет отчитываться, согласно Конституции, перед парламентом. В ходе этого отчета была предложена антикризисная программа, и парламент ее фактически одобрил в своем постановлении.
Второе – это, безусловно, те законопроекты, которые вносились президентом. Это законопроекты, которые продолжают реформировать нашу политическую систему: избирательное законодательство, принцип наделения полномочиями губернаторов – все то, что Медведев предложил в качестве своих десяти законопроектов во время послания Федеральному собранию в ноябре прошлого года.
Третье – это антикоррупционные законы, которые также вносятся президентом. Вокруг них тоже очень много разговоров, споров.
Следующим назову то, что мы принимали в достаточно жестком оперативном порядке законы, которые прямо направлены на преодоление кризисных моментов в жизни нашей страны.
Пожалуй, в совокупности, вот это все определило то, что в эту сессию были приняты, на мой взгляд, очень важные для страны законы, некоторые из них весьма резонансные. Например, на следующей неделе мы будем принимать в третьем чтении закон, внесенный президентом, который усиливает уголовную ответственность за половые преступления против детей. Вокруг этого сегодня очень много споров, разговоров. Одни говорят, что надо еще жестче, другие – что надо еще дополнительные меры наказания. Но, по крайней мере, сейчас закон находится в стадии третьего чтения и точно будет принят на следующей неделе.

В связи с нынешними непростыми экономическими условиями, изменилось ли как-то привычная накатанная схема согласования и обсуждения проектов двумя ветвями власти?
Олег Морозов: Очень изменилась. Были случаи, когда мы принимали законы, инициированные правительством, буквально за 2-3 дня, вызывая тем самым нарекания, отчасти справедливые, нашей оппозиции, в частности коммунистов, которые указывали нам на нарушение регламента. По регламенту, любой законопроект должен попасть на рассмотрение не позже чем за три дня до соответствующего заседания. Тем более, если второе – третье чтение. Мы соглашались с тем, что, формально говоря, регламент нарушается, но обращали внимание наших коллег на то, что время сегодня такое, что некоторые решения нужно принимать в спешном, пожарном порядке.
Хрестоматийный пример: мы в очень энергичном временном режиме принимали решение о той сумме, которая для банков устанавливается как обязательная для выплат по вкладу граждан. Мы установили 700 тысяч рублей как обязательную планку выплат денег вкладчикам. Под эту сумму попадает примерно 98 % всех вкладов наших российских граждан. По оценкам всех экспертов, если бы мы с этим решением опоздали на пару дней, мы могли мы получить эффект, примерно сходный с тем, что было в 1998 году, когда люди ринулись в банки снимать деньги со счетов. Банки стали отказывать, потому что у них не было нужных оборотных средств, банки стали падать, как карточный домик, один за другим. Рухнула практически вся финансовая система. В итоге и люди потеряли деньги, и система упала, и страну тряхнуло изо всех сил. Опоздание на пару дней могло бы привести к коллапсу финансовой системы страны.

Полностью интервью слушайте в аудиофайле.