Персона грата "Персона грата": Федор Лукьянов
Россия – щедрая душа. На этой неделе газеты наперебой рассказывали о том, чем потчевали президента США Барака Обаму на завтраке с нашим премьером Владимиром Путиным: оладьи, копченая белуга, мармелад, пельмени с перепелиным мясом – ну как после этого, особенно на контрасте с гамбургерами, не проникнуться симпатиями к принимающей стороне. С чем же покинул Москву Барак Обама помимо гастрономического удовлетворения, и с чем остались мы? Изменится ли после этого визита взаимоотношения наших стран?
Об этом говорим с нашим гостем - главным редактором журнала "Россия в глобальной политике". Федор Лукьянов – желанная персона в эфире "Радио России".
Каковы ваши впечатления от визита Барака Обамы. Что в сухом остатке?
Федор Лукьянов: Что в сухом остатке? Самое главное - совершенно другая атмосфера двусторонних отношений – как межгосударственных, так и межличностных. При этом Барак Обама, это было заметно, очень подчеркивал корректность и дистанцированность от Медведева. Не в том смысле, что он его отодвигал от себя, а он очень не хотел создавать впечатление, что это опять дружба двух персонажей, которые полюбили друг друга и теперь все станет замечательно. Просто и в Америке, и в России эти личные отношения, которые подменяют межгосударственные, уже давно считаются неправильным путем, и Обама это понимает. Поэтому он подчеркивал корректность. Но, судя по тому, что и я видел сам, и слышал от участников делегаций, они друг действительно друга очень приятно удивили своей готовностью к диалогу, что немаловажно. Импульс сверху исходит довольно мощный. Медведев и Обама хотят отношения изменить. Правда, и с российской и с американской стороны высказываются осторожные опасения, естественно, встречные, что те люди, которые вокруг президентов, имеют разные точки зрения. Но, в принципе, улучшение налицо.
Подписан меморандум, который, вы говорили об этом, можно расценивать в качестве каркаса будущего договора об СНВ. Много ли потребуется времени, по вашим оценкам, для разработки и подписания действительно полноценного договора.
Федор Лукьянов: Судя по тому, что говорилось и подразумевалось, поставлена жесткая задача договор подготовить к концу года. К моменту истечения СНВ 1 должен быть новый договор. Там масса сложностей и технических деталей. Политических, наверное, деталей тоже, которые предполагают переговорщикам гигантский объем работы. И все, конечно, плюют через плечо и не уверены. Но, я думаю, что все это будет решено.
Во-первых, есть четкая политическая воля, во-вторых, те параметры, которые согласованы (хотя уже сейчас и у нас, и в Америке начинают говорить "мы дали больше, чем они" - но это всегда так), они очень скромные. Никаких революций нет, и можно без ломания через колено взаимных подозрений достаточно быстро можно это подготовить. Я думаю, что к декабрю договор будет.

Одним из самых болезненных в последнее время моментов в отношениях с США был вопрос о размещении американской системы ПРО в Восточной Европе. Удалось ли российским лидерам переубедить Обаму, по крайней мере, посеять сомнения в его душе в правильности действий американской администрации.
Федор Лукьянов: Сеять сомнения в душе Обамы было необязательно, потому что они у него существуют и существовали с самого начала. В той степени, в какой возможно усомниться в этом курсе, Обама это делал еще даже во время избирательно компании, и тем более ярко за полгода президентства. Совершенно очевидно, что ПРО, как минимум, из числа приоритетов отъехало сильно назад. А, возможно, даже данные конкретные объекты в Польше и Чехии вообще не состоятся. Но при этом понятно, что ни один американский президент не может объявить, что с ПРО заканчивает. Это сложно. Во-первых, для американской публики, которая, конечно, не будет вдаваться в детали стратегического сдерживания, аргумент о том, что это оборонное оружие, это не наступательное – он очень сильный. Почему надо ограничивать оборону? Речь ведь о предотвращении возможных угроз! Объяснять, что это создает неправильные ощущения у других? Это уже никто слушать не будет. Во-вторых, что очень важно – кто может гарантировать, что никакие ракеты никуда не полетят? Конечно же, никто!
Мир изменился. Время, когда Россия и США могли на двоих чего-то решить, и это бы работало, ушло навсегда. И теперь, конечно, российские опасения, что это направлено против нее, вполне рациональны и обоснованны. Но другие источники угроз существуют - могут существовать, и Россия с этим не спорит.

Полностью интервью слушайте в аудиофайле.