Персона грата "Персона грата": Сергей Прусов
Ведет программу "Персона грата" Виталий Ушканов.
О концепции реформирования таможенной инфраструктуры мы будем говорить с гостем в студии. Начальник Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы России Сергей Николаевич Прусов – желанная персона.
– Что же это за концепция, которую приняла Федеральная таможенная служба. В чем ее суть и как идет работа по ее реализации?
Прусов: Основная задача концепции – это перенос таможенного оформления из крупных городов в приграничные регионы. В 2008 году она была принята на коллегии Федеральной таможенной службы. Предварительно концепция была одобрена правительством РФ и на рабочей группе при полномочном представителе президента в Центральном федеральном округе Георгии Сергеевиче Полтавченко.
Реализацию концепции мы начали с московских таможен. Что сделали? Нами была ликвидирована Московская северная таможня и были реорганизованы Южная, Западная и Восточная таможни. В городе Москве мы создали одну таможня, которую назвали Московской. Но она носит сейчас некий специализированный окрас, то есть, там нет таможенного оформления товаров, которые поступают автомобильным транспортом. Это, в общем, одна из целей концепции реформирования таможенной инфраструктуры. В Московской таможне есть дипломатический, выставочный, железнодорожный посты, а также международный почтамт и завод "Автофрамос". Все они – специализированные посты. А все таможенное оформление, которое проходило в городе Москве, вынесли за пределы города, большей частью в подмосковные таможни, а также вглубь региона, а кое-где на границу.
– В чем выигрыш?
Прусов: Прежде всего, не стало того большого количества грузовиков в городе, когда ежедневно в Московский регион прибывало по 2,5-3 тысячи грузовиков. И было очень много жалоб от москвичей, особенно проживающих в районе улицы Рябиновая, когда люди жаловались, что им просто невозможно жить, все улицы перекрыты, из-за грузовиков все движение стопорилось. Сейчас во многом мы эту проблему разрешили. Это первое.
Второе, и это основная проблема. Наверное, логистика до сегодняшнего дня была выстроена немного не так корректно, как бы того хотелось. Подумать только: все таможенное оформление затащить в город Москву и выстроить его таким образом, что порядка 40-60 процентов грузов, которые приходили в столицу, выгружалось, перегружалось и потом развозилось по стране. Поэтому каким-то образом надо было сместить логистику.
– Наверное, перевести на границу все таможенное оформление невозможно. В любом случае что-то останется в Москве и в других крупных городах?
Прусов: Совершенно верно. Мы стремимся осуществлять этот процесс поэтапно. Естественно, большую часть грузов необходимо оформлять на границе. Нет смысла везти в центр страны скоропортящуюся продукцию, мясную продукцию. Нужно создавать хорошую инфраструктуру на границе. С этой целью мы (я лично был инициатором) провели совещание с представителями властных структур, деловых кругов, правоохранительных органов приграничных регионов, на котором заручились от участников поддержкой. Более того, в регионах были созданы рабочие группы при губернаторах, которые стали заниматься этим вопросом и принимать необходимые меры, чтобы равномерно распределить таможенно-логистические терминалы, которые будут функционировать в приграничных районах.
То есть, наша инициатива получила некий положительный отклик от региональных властей. Это очень подбадривает и подтверждает, что мы находимся на правильном пути. Меня это очень радует. Губернаторы активно откликнулись на наши предложения. Благодаря реформированию таможенной инфраструктуры мы создаем в регионах новые рабочие места, помогаем решать социальные вопросы. Об этом мы раньше почему-то совершенно не думали, а думать нужно, именно сейчас, в период кризиса, когда явно проявляются все предыдущие экономические просчеты. Поэтому мы должны сегодня правильно расставлять акценты.

– То есть, регионам от таких нововведений прямая выгода?
Прусов: Совершенно верно. Если на коллегии говорилось, что мы строим перспективные планы развития, жаль, что в это прекрасное время жить не придется ни мне, ни тебе, то регионы, наоборот, счастливы, что в это прекрасное время им придется жить. Недавно мы открывали пункт пропуска "Крупец" на российско-украинской границе в Курской области, там же на пункте пропуска вручали дипломы выпускникам местных высших учебных заведений, которые специализируются на обучении студентов таможенному делу. То есть, есть в этом регионе подпитка кадрами, и у студентов есть надежда, что они там смогут найти работу. Это очень приятно. Подобные же высшие учебные заведения есть и в Воронеже, и в Смоленске, поэтому у выпускников этих вузов есть надежда, что и они смогут найти у себя в регионах рабочие места.
– То есть, недостатка в желающих поработать у вас нет?
Прусов: Открою секрет, что в Белгороде и в Курской области конкурс в вузах 41 человек на место, тех, кто желает после обучения работать на таможенном посту. И самое главное – люди хотят работать в своем регионе, они очень дорожат этой работой. Мы сделали ставку на регионы и не ошиблись. Получили мощную поддержку и со стороны губернаторов, и со стороны общественности. Это большой плюс, и мы понимаем, что движемся в верном направлении.
– Если бы в таможенном оформлении участвовали только таможенники, все было бы проще. Они – люди служивые, приказ отдан, они под козырек и выполняют. Ну а бизнес-структуры, они ведь тоже в этом процессе участвуют. Как они воспринимают эти перемены?
Прусов: Неоднозначно. Естественно, когда у человека было все налажено, отлажено и где-то в городе Москве был свой терминал, который не всегда отвечал требованиям таможенного законодательства, у него было определенное неприятие предпринимаемых мер. Более всего мы ощутили это неприятие, когда выводили таможенное оформление из Москвы. У нас до этого было порядка 20 точек оформления скоропортящихся продуктов, но все машины с грузом скоропортящейся продукции почему-то стали прибывать всего на 2 склада. Они имели полное право так делать. И только после моего личного вмешательства, подключения административного ресурса, проведения совещания с участниками внешнеэкономической деятельности, подключения прокуратуры, нам удалось эту ситуацию победить. Она была создана искусственно.
– Помнится, в начале марте в Москве были гигантские очереди…
Прусов: Совершенно верно. И водители говорили, что рядом находится пустой склад, что можно туда бы поехать, но их руководители приказывали им стоять в очереди до последнего. Это была некая агония. Может быть, эти люди по-своему и были правы. И был в этом какой-то протест. Но надо понимать, что это естественный процесс. Потом все равно приходит осознание, что нужно работать, что необходимо двигать экономику вперед. Сейчас многие московские бизнесмены активно мониторят эту ситуацию, в частности, в приграничных регионах, и хотят уже наладить свой бизнес и там.
– Насколько своевременно и полно были проинформированы участники процесса о том, куда им ехать и где разгружаться?
Прусов: Нами была проделана большая работа в этом направлении. У нас активно работает консультативный совет при Центральном таможенном управлении. Все наши "движения" проговаривались, проекты приказов обсуждались, то есть, фактически не было ничего неожиданного для участников внешнеэкономической деятельности. Просто, наверное, старый стереотип настолько довлел над всеми, что было неверие. А сейчас уже фактически все всем понятно. Мы не делаем никаких необдуманных шагов. Прежде, чем что-то сделать, мы обязательно просчитываем ситуацию: куда пойдут потоки, как это все будет выглядеть. И мы открыты для всех участников внешнеэкономической деятельности. Всегда готовы всех выслушать и прийти на помощь.
Досье:
ПРУСОВ Сергей Николаевич – начальник Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы России.
Родился в 1961 году в Подмосковье. Окончил в 1988 году Высшую следственную школу МВД. Работал следователем, возглавлял следственный отдел и следственное управление в Одинцовском УВД Московской области. Был зам. начальника Главного следственного управления, начальником следственной части Главного следственного управления при ГУВД Московской области. Занимал пост зам. начальника областного управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков.
В 2007 году был назначен первым зам. начальника Центрального таможенного управления по таможенному контролю. В 2008 году Сергей Прусов возглавил Центральное таможенное управление ФТС.
Кандидат юридических наук. Генерал-майор таможенной службы.
Окончание беседы слушайте в аудиозаписи программы.