Персона грата "Персона грата": Роман Вильфанд
Программу "Персона грата" ведет Виталий Ушканов.
Матушка-природа способна удивлять человека так, как это, наверное, не дано больше никому. И такое ощущение, что эту свою способность она неустанно совершенствует. Вот нынче июнь на дворе, 20-е числа, то есть лето наступило не только календарное, но и астрономическое, но, если с утра мы увидим на улицах снег, то, горестно вздохнув, просто покорно достанем зимние ботинки. Ведь к диковинным природным явлениям тоже постепенно привыкаешь.
Директор Гидрометцентра России Роман Менделевич Вильфанд – желанная персона в студии.
– Снег в июне я не для красного словца упомянул. В Иркутской области в июне снежный покров выпадал до 7 см. Интересно, в Москве такое может случиться?
Вильфанд: Нет. Хотя, в принципе, возможно все, но это крайне маловероятно после 15 июня.
– А в Сибири осадки в виде снега откуда взялись? Часто ли такие аномалии бывают?
Вильфанд: Да. Они отмечаются один раз в 10-12 лет. Выпадение снега обусловлено чисто синоптическими причинами. Не нужно искать какого-нибудь космического влияния, наказания божьего и т.д. Там в тылу циклона закачивался очень холодный, свежий арктический воздух, который и привел к тому, что в течение суток в Иркутской области наблюдался временный снежный покров. Это не частое событие, бывает подобное, но редко.
Вообще говоря, каждый день на земле наблюдаются какие-то аномальные явления, которых никогда не было раньше. Ну, ничего. Земля большая, атмосфера – это живой, не статичный организм. Самая главная задача Гидрометцентра предсказывать, а не управлять погодой, потому что в какой-то степени, очень небольшой мы пытаемся это сделать, например, то, что в народе называют "разгоном облаков".
– А вот недавний смерч, который пронесся над отдельными районами Подмосковья, вы предсказывали?
Вильфанд: Смерчи вообще непредсказуемы. Теоретически в настоящее время их предсказать нельзя. Можно указать достаточно большой регион, где существует неустойчивая атмосфера, можно указать регионы, где будет наблюдаться сильная турбулентность и т.п., но указать точно, где реализуется смерч, невозможно. Можно указать участок территории размером 150 на 150 километров, где смерч возможен.
Дело в том, что характерный масштаб смерча составляет всего несколько сотен метров. Сколько смерчей наблюдается в умеренных широтах? Вообще говоря, никто не знает. Конечно, их мало, конечно, это редчайшее событие, конечно, их в тысячу раз меньше, чем в США, где существуют условия для возникновения торнадо (по-нашему – смерч), но точно предсказать невозможно. И даже американцы, которые привыкли к торнадо, хорошо знают их физику, они не предсказывают торнадо, они их фиксируют. И, зафиксировав, предсказывают траекторию их перемещения. Средняя заблаговременность прогноза торнадо в США сейчас составляет 17 минут. Понятно, что мы не можем быть впереди планеты всей, потому что торнадо – это не та область, которая так уж очень нас интересует. Да и просто статистики нет. На самом деле, к счастью большому всех у нас маленький архив по торнадо, и мы не можем точно определить физику этого явления. Для науки это, конечно, беда, но для человека то, что так мало смерчей, хорошо.
– Вероятность повторения подмосковного смерча можете назвать?
Вильфанд: Крайне мала. Давайте просто перечислим смерчи, которые наблюдались за последние 20 лет. В 1986 году наблюдался смерч в Московской области, 20 июня 1998 года наблюдался смерч в Москве, когда были жертвы, по небу летали крыши, и даже часть Кремлевской стены была разрушена. И вот смерч 2009 года недалеко от Сергиева-Посада, в Краснозаводске. То есть, это редкие случаи.
Но на самом деле смерчей гораздо больше. Дело в том, что густонаселенных районов на Земле не так уж много. И даже если в Подмосковье проходит смерч в лесном массиве, то лишь спустя 10-15 дней лесники обращают на это внимание и приглашают специалистов объяснить появление просек поваленных деревьев. И мы по косвенным признакам пытаемся определить, какой была скорость – 35 или 37 метров, в зависимости от корневой системы, охвата поваленных деревьев и т.д.
– Даже если не брать смерчи и прочие уникальные явления и посмотреть, что происходит с погодой, то увидим, что в июне были резко контрастные условия: то в жару кидало, то в холод, то сухо, то вдруг дождь, причем такой, что никакой зонт не спасает. Эти контрасты откуда берутся?
Вильфанд: Вот это действительно нестандартное явление. Значительная изменчивость погоды характерна для зимнего периода, когда нет солнца. А вот летом солнце демпфирует все погодные вариации, сглаживает их. Если с севера перемещается холодный воздух, солнце прогревает эту воздушную массу и т.д. В нынешнем июне в целом, за 25 дней, средняя температура близка к норме и даже чуть-чуть выше нормы. То есть, июнь 2009 года войдет в архивы наблюдений как обычный месяц, но вариабельность, изменчивость погоды в этом июне действительно была очень значительной. По каждому резкому изменению можно говорить отдельно, потому что везде существуют свои особенности. Позапрошлые суббота и воскресенье были холодными, дождливыми, затем вполне комфортные понедельник и вторник с температурой 23-25 градусов. И опять среда, четверг, середина пятницы – холодная, дождливая погода. Кстати, не такая дождливая, сколько неприятная, нудная. Дождей выпало всего 3-4 мм за день. Это совсем немного, но та мрачность, большая толщина облаков, промозглость и, что самое главное, в самые длинные дни мы не видели солнца, была очень маленькая освещенность на улице, – все это создавало угнетающее впечатление.
Чем обусловлена такая дождливая мрачная погода? В середине минувшей недели над Московским регионом проходил не очень выраженный, но фронтальный раздел. К северу от Московского региона в Питере температура была 23-24 градуса, к югу всего на 200-250 км – уже 26-27 градусов, а в Южном федеральном округе – 30-35 градусов. И только в Московском регионе и в сопредельных с ним областях (Тверской, Владимирской) температура была 15-17 градусов.
Обычно фронтальный раздел достаточно быстро перемещаются. Связано это с тем, что все барические образования фронтального раздела перемещаются в направлении потока, который отмечается на высоте 5-5,5 км, на среднем уровне тропосферы. А вот сейчас на среднем уровне тропосферы было "болото" или штиль. Вместо 20 м в секунду, которые обычно бывают, ветра не было совершенно. Именно этот фронт, который "болтался" над Москвой, обусловил некомфортную погоду. Предсказать это заранее, за месяц-два, просто невозможно.
Конечно, метеорологи ошибаются, не может быть 100-процентного верного прогноза, но тот уровень науки, который сейчас существует, позволяет нам прогнозировать с достаточной степенью точности погоду лишь на ближайшие пять дней.
Досье:
ВИЛЬФАНД Роман Менделевич – директор Гидрометцентра РФ.
Родился 13 июня 1948 года в Киеве. Окончил в 1971 году географический факультет Московского государственного университета и аспирантуру по кафедре гидрометеорологии. Работал в Институте водных проблем. С 1973 года – в Гидрометцентре. Начинал инженером, был научным сотрудником, зав. лабораторией долгосрочного прогнозирования, зам. директора.
С 2001 года возглавляет Гидрометцентр России. Доктор технических наук. Награжден Орденом Почета, заслуженный метеоролог России.
Женат, есть дочь. Роман Вильфанд любит путешествовать. С увлечением читает классическую, современную и детективную литературу. Ходит в театры и общается с друзьями.
Окончание беседы слушайте в аудиозаписи программы.