Персона грата "Персона грата": Валентина Широкова
Первое воскресенье после Пасхи издавна на Руси отмечают как праздник весны – называется он Красная горка. И согласно легендам, брак, заключенный на Красную горку наверняка будет прочным и счастливым. Но мы говорим не о древнерусских праздниках – мы говорим о тех, кто любой брак скрепляет лучше всяких "красных горок" - то есть о детях, и о том, как их вырастить крепкими и здоровыми. Директор Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России Валентина Широкова – желанная персона в студии "Радио России".
Валентина Широкова: В эпоху экономического кризиса любое государство должно выбирать приоритетное направление. И, поверьте, один из правильно выбранных приоритетов – это формирование здорового образа жизни. Об этом очень много говорилось, и для многих, может быть, это понятие девальвировалось. Но если мы задумаемся, что простые элементарные меры – такие как снижение процента курящих в нашем обществе, снижение количества потребления алкогольных напитков на душу населения – уже приведет к радикальным изменениям состояния здоровья, как это произошло, в частности, в США – то, наверное, стоит подумать о том, что твое здоровье в результате таких простых мер улучшится. И если это молодые люди, улучшится здоровье их детей. Так что о здоровье детей надо думать с периода собственного детства.
В 2012 году всем российским родильным домам предстоит перейти на новые стандарты регистрации новорожденных. Что это означает и трудно ли будет этого добиться?
Валентина Широкова: Это действительно очень большая проблема. Недаром мы ее во времени растянули. Нельзя одномоментно перейти на эту регистрацию. На сегодняшний день рождение ребенка после 28 недель сразу же мы регистрируем. И это у нас уже новорожденный ребенок. Во всех странах мира регистрация идет с 22 недель. А у нас с 22 двух недель рождаются детки – мы их выхаживаем, мы им помогаем, но регистрация идет после 169 часов. С 2012 года как только родится ребенок весом 500 граммов. Если кто-то видел такого ребенка, я думаю, он просто не переставал восхищаться труду тех врачей, которые могут его выходить. И поверьте, сейчас много детишек выхаживается в нашей стране с так называемой "экстремально низкой массой тела". Для того чтобы их выходить, нужны очень большие средства. И не только средства. Нужен специально обученный персонал, нужна специальная аппаратура, оборудование. И просто объявить о том, что мы завтра начнем регистрировать, это было бы неправильно. Надо подготовить родильные дома к этой работе.
Когда мы, специалисты, собираемся, мы эту проблему обсуждаем, и хотим, чтобы этот процесс прошел максимально благотворно для этих рожденных детей – чтобы мы их не только выхаживали, но чтобы потом это были полноценные дети. Такой пример – если рождается ребенок с такой низкой массой тела, то у них часто развивается ретинопатия – поражение сетчатки глаз. Поэтому надо с первых дней проводить профилактику. Это должны делать специально обученные окулисты. Специальное оборудование должно быть. Это только патологии глаз я привела пример. А эти детки такие незрелые – им надо помогать по всем органам и системам.
Они содержатся в специальных кювезах. В них создаются специальные условия – температура, влажность. Это отдельная проблема неонатологии (от neo natos - ново рожденный). Над этим мы сейчас работаем.
Хватил ли нам на такую большую страну специалистов, которые могут работать с этим?
Валентина Широкова: На сегодняшний день неонатологов у нас действительно не столько, сколько нам хотелось бы. Хотелось бы, чтобы стопроцентно все ставки, которые выделены в роддомах, были укомплектованы, но этого пока нет. Но тем не менее уровень неонатологов, которые у нас есть в стране, мы стараемся постоянно повышать. Во-первых, мы сейчас в Минздраве прорабатываем новые порядки оказания помощи детям (я говорю детям, но это и женщинам) – как оказывать, кто, где должен учиться специалист, какой сертификат он должен получить. Процесс обучения, хотелось бы, чтобы был не только теоретический, но и мануальный…
Конечно, вы правы. Это одна из основных проблем, которые нам надо решить. Но мы уже последовательно этим занимаемся. И, в частности, помимо порядка оказания помощи, утверждается стандарт и протокол оказания помощи. Протокол – это та последовательность действий, которые должен совершить врач, имея ребенка с определенным симптомом. Это не значит, что полностью отключается клиническое мышление врача. Это помощь врачу – как и чем он должен ребенку на том или ином этапе при наличии тех или иных симптомов.
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.