Персона грата "Персона грата": Александр Дынкин
"Все познается в сравнении" - мы по привычке произносим эту фразу, ни сколько не сомневаясь в ее истинности. Конечно, если сравнивать один галстук с другим или элитную водку с паленой, или, например, Тойоту с Жигулями, на таком пути оценочного познания мы к истине вполне можем приблизиться, а вот когда мы пытаемся сравнивать и сопоставлять рецепты, которые в разных странах применяют для того, чтобы выбраться из экономического кризиса - полезны ли такие сравнения? И можно ли придумать один универсальный рецепт, который подойдет любой стране?
Директор Института мировой экономики и международных отношений РАН академик Александр Дынкин - желанная персона на "Радио России".
Александр Дынкин: Думаю, что единого рецепта нет, но есть какие-то поля совпадающих сценариев для разных групп стран, и на этих полях можно попытаться найти ответы на собственные проблемы, но, конечно, решения и путь для каждой страны всегда будет иметь свою специфику.
Если посмотреть на сегодняшнюю деятельность правительств в разных странах - что общего в их действиях?
Александр Дынкин: Общее - то, что большинство стран стремятся ужесточить регулирование финансовых рынков инноваций, которые, собственно, и вызвали этот кризис. Во-вторых, страны стремятся поддерживать спрос, то есть поддерживать население, чтобы покупательная способность граждан не опустилась ниже каких-то пределов. И, в-третьих, поддерживать некие стратегические сектора экономики, которые имеют либо стратегическое значение, либо стратегические с точки зрения своего социального влияния - то есть количество занятых, благосостояние семей, которые связаны с работой того или иного сектора - в этом политика многих стран совпадает.
А если говорить о специфике. Чем антикризисные действия в России отличаются от действий в Китае или Америке?
Александр Дынкин: Мы в своем институте пытаемся вести такой профессиональный мониторинг на еженедельной основе антикризисной политики страны семерки и стран БРИК* - вы понимаете, что это 11 стран, потому что Россия в той, и в другой группе представлена. Чем мы отличаемся? Дмитрий Анатольевич Медведев начал об этом говорить после возвращения из Лондона. Большинство стран, включая Китай, вводит некие нормы, ограничивающие зарплаты топ-менеджмента в условиях кризиса. Мы пока этим не занимались. Еще одно серьезное отличие: большинство стран после кризиса снизили учетную процентную ставку - эта та ставка процента, под которую происходят кредитные операции в экономике - будь то ваш кредит на автомобиль, или кредит бизнесу на капитальные или текущие цели. Мы повысили эту ставку до 13 %. Таких стан не очень много - это наши "братья по разуму" на Украине и в Белоруссии, в Азербайджане, в Дании, потому что датчане не захотели входить в Еврозону, и трагикомический пример этой политики - это Исландия, которая загнала ставку аж до 18%, и всем известно, чем это кончилось.
Чувствуется ирония в ваших словах, когда вы говорите об учетной ставке. Вы считаете, что ее удержание на том, уровне, который сейчас в России - это экономически неэффективно?
Александр Дынкин: Думаю, что сегодня уже да, потому что - это уже сложный вопрос - все время надо держаться и уходить от профессиональных объяснений. Я думаю, что инфляция у нас в не очень большой степени не зависит ставки процента. У нас есть другие факторы инфляции. А Министерство финансов полагает, что тем самым оно борется с инфляцией, препятствует утечке капитала за рубеж, сохраняя такую высокую учетную ставку, но это довольно простая политика, ее легче проводить. Другая политика более сложная, но , мне кажется, надо уже искать нам и более сложные подходы, чем просто вот такая серьезная попытка ограничения денежной массы в экономике.
А снижение учетной ставки в России будет ли означать автоматическое снижение кредитных ставок в банках?
Александр Дынкин: В принципе, так должно сработать. Но я понимаю иронию вашего вопроса. Дело в том, что, скажем, такие страны с развитыми финансовыми рынками и развитыми институтами вообще - как Франция, Япония - они меньше держат процентную ставку. Другие страны, с которыми у нас больше общего - такие как Бразилия, Китай, Мексика - они снизили ставку эту с семи с половиной процента до пяти - тут важно обозначить тренд, важно обозначить, что государство поддерживает тем самым и бизнес, и население в их желании инвестировать и что-то приобретать.
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.
---
(*)БРИК устоявшаяся аббревиатура от названия четырех стран: Бразилия, Россия, Индия и Китай (Brazil, Russia, India, China)