Персона грата "Персона грата": Игорь Ашманов
"Привычка свыше нам дана, замена счастию она" - написал когда-то Пушкин. Интересно, если бы Александр Сергеевич жил в эпоху Интернета, то стал бы он продвинутым юзером, общался бы в аське, вел бы свой блог, тусовался бы на форумах и в чатах. Или же привычка к всемирной сети не стала бы для него достойной заменой счастья как для многих наших современников. В апреле, как вы уже, наверное, знаете, исполнилось пятнадцать лет Рунету. Сегодня у нас в гостях один из самых авторитетных специалистов в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления Интернет-проектами.
Генеральный директор компании "Ашманов и Партнеры" Игорь Ашманов - желанная персона в нашей студии.
- Как Интернет вошел в Вашу жизнь? Как Вы его для себя открыли?
Игорь Ашманов: Я сейчас этого просто не помню. Мы начали пользоваться электронной почтой, тогда это было самым распространенное дело из всего, что было в Интернете. Возможность писать письма и мгновенно получать ответ с других континентов, из других городов, конечно, тут же была освоена в нашей компании.
Когда появился первый браузер, т.е. программа просмотра Интернета, и какое-то содержание в русской сети, мы начали этим пользоваться.
Игорь Ашманов: Первыми стали строить Рунет те, кто занимался маршрутизаторами, кабелями, каналами. Это были в основном люди из ядерных и космических институтов, из академгородков. Их больше всего, конечно, интересовала связность, т.е. возможность связаться сетями и получить доступ ко всему миру.

- Если сегодня посмотреть на лицо Рунета, насколько оно разнообразно и привлекательно?
Игорь Ашманов: Был период становления у Рунета (1995 1999 гг.), там определяли лицо всего несколько порталов (Rambler, Yandex, Aport). В основном это были поисковики. Тогда Рунет в основном был безденежный, практически никто не продавал рекламу. В основном эти проекты жили на энтузиазме или на инвестициях от компаний, которые сами Интернетом не занимались, но имели небольшое подразделение.
На рубеже 1999 – 2000 гг. в Интернет пришли деньги, началось коммерческое строительство Рунета. За последние восемь лет произошло несколько значительных изменений: сначала лидером Рунета стал Яндекс, и в Рунете стали зарабатываться хорошие деньги на контекстной рекламе, потому что контекстная реклама привязана к поисковым запросам, появилось много новых игроков, которые были с этим связаны. Например, в 1998 году взлетел РБК – деловой сервер, который поднялся именно на кризисе, когда всем была интересна деловая информация. Потом появились блоги, сетевые дневники, где можно про себя все писать, а твои друзья или кто угодно могут все это комментировать. Произошел взрыв этих блогов. Вслед за ними пришли социальные сети (Одноклассники, В контакте и т.д.). Тогда лицо Рунета совершенно изменилось, потому что в этих сетях сейчас, наверное, половина всего трафика Рунета. Поисковики и интернет-СМИ уже не являются главными игроками Рунета.
Что произойдет в Интернете через 5-10 лет совершенно неизвестно.
Полностью беседу слушайте в аудиозаписи.