Персона грата "Персона грата": Дмитрий Янин
В докризисные времена рядовой потребитель вел себя весьма расковано. Психологически это понятно и объяснимо: если человек уверен в завтрашнем дне, то с заработанными деньгами он расстается достаточно легко. И тот, кто не считал копейки от зарплаты до зарплаты, наверняка может вспомнить сегодня какие-то покупки, какие-то обновки, в которых не было особой необходимости, просто очень хотелось себя любимого чем-то порадовать. Но недолго музыка играла. И сегодня на этом потребительском марше россиянам приходится, так или иначе, перестраиваться.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин - желанная персона в нашей студии.
- Как сегодня ведет себя среднестатистический покупатель, потребитель? Как изменились его потребительские пристрастия?
Дмитрий Янин: Неуверенность в том, что сохраните вы работу или нет, неуверенность в том, что хватит ли у вас денег до конца месяца или нет, бешеный рост цен на продукты питания (с октября по февраль базовые продукты питания – мясо птицы, крупы, макароны – подорожали от 30% до 40%) – подрывает потребительский ажиотаж, который был. Уже сейчас видно, что люди перестраивают свое поведение, например, отказываются от ресторанов в Москве и Санкт-Петербурге. Нужно сказать, что кризис в наибольшей степени затронул мегаполисы и моногорода, где только одно предприятие, на котором завязано все население города. Здесь мы видим отказ от всего излишнего и переход к экономному потреблению. Люди пытаются выбрать продукты достаточно дешевые, сокращают потребление, что достаточно тревожно, потому что у нас по физиологическим нормам потребления, например, мяса, овощей, фруктов россияне не доедали, но при этом переедали жира, майонеза, углеводсодержащих продуктов, перепивали и перепивают до сих пор. Сейчас происходит постепенно некое охлаждение: мы видим сокращение покупок туров, покупок автомобилей, падение посещаемости кинотеатров, ресторанов. Мы считаем, что такое поведение достаточно разумно. Население первым показало государству, что надо начинать экономить.

- Вы упомянули рост цен на российском рынке. Чем Вы это объясняете? Например, в Европе цены на продукты стали даже ниже.
Дмитрий Янин: Это связано с тем, что довольно сильно обвалился рубль, значительная зависимость России от импорта происходит. Цены на продукты росли не только в прошлом году, но и в позапрошлом году они тоже росли очень быстро. К сожалению, конкуренция на стадии производства, сельскохозяйственного производства у нас значительно слабее, чем в Европе. Также здесь есть вопросы защиты внутреннего рынка, потому что Россия сохраняет квоты на импорт мяса, соответственно, по некоторым позициям повышаются таможенные пошлины. Например, с апреля месяца повышена пошлина на детское молочное питание. Комплекс мер привел к тому, что цены выросли, но сейчас, мне кажется, наступает некий отход назад, потому что население больше не может платить. Компании будут сейчас снижать цены, но они могут и манипулировать тем, что производится, т.е. ухудшать качество. К сожалению, мы видим, что по многим товарам происходит обвал качества. Например, использование абсолютно нехарактерных ингредиентов: скелеты куриных тушек компании перерабатывают, перекручивают в фарш, который идет на производство сосисок, вареных колбас и т.д., хотя эти скелеты необходимо выбрасывать.
Верным приверженцам колбасы нужно сократить ее потребление хотя бы на период кризиса, потому что никто не знает, что там находится внутри. Мы видим, что компании начинают использовать красители, ароматизаторы, больше солят, чтобы убить какой-то нехарактерный вкус.

Досье:
Янин Дмитрий Дмитрович - председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. Родился в Москве 10 марта 1974 года. Окончил факультет управления и магистратуру Московского Государственного Университета коммерции. В студенческие годы начал сотрудничать с Международной конфедерации обществ потребителей. В 1995 году в качестве эксперта. В 1997 году он был переведен на должность Директора по региональным программам, затем был назначен на пост исполнительным Вице-президентом. С 2002 года возглавляет правление КонфОП и входит в его высший координационный Совет. Член консультативного Совета по защите прав потребителей при Роспотренадзоре.
Женат. В свободное время Дмитрий Янин предпочитает активный отдых.
Полностью беседу слушайте в аудиозаписи.