Персона грата "Персона грата": Олег Осипов
"Веселится и ликует автопром" - так называлась короткая заметка, которую несколько лет назад я написал для одной из столичных газет. Государство тогда повысило пошлины на подержанные иномарки, что вызвало у российских производителей понятный восторг. Правда, покупатели и водители при этом загрустили. В этом и был весь пафос немудреной газетной заметки. Сегодня нашим автозаводом, конечно, совсем невесело, но мы видим, что повод для временного ликования у них появился – не бросило их на произвол судьбы родное правительство, посулив масштабную финансовую помощь.
Главный редактор газеты "Автоизвестия" Олег Осипов - желанная персона в нашей студии.
- В чем конкретно выразится и во что выльется государственная поддержка нашего автопрома?
Олег Осипов: Первое, что было сказано, самое важное с точки зрения потребителя – компенсация в размере 2/3 от ставки рефинансирования кредитов под покупку автомобиля. Кстати, только что определен окончательный список этих автомобилей. Из списка исчезла спорная модель - Volkswagen Jetta. Остались все те автомобили, которые вписываются в рамки 350 тысяч рублей. Все должно заработать, по моим прикидкам, хотя бы к концу месяца. Должен сказать, что четыре месяца мы уже потеряли. Кстати, требования к заемщикам достаточно серьезные, первый взнос достаточно велик. Все это будет определяться сейчас, решаться. Повышена пошлина на иномарки - +5%. Это в некоторой степени должно защитить отечественные заводы. Кроме того, "АвтоВАЗу" выделены кредиты, и я так понимаю, что будут государственные гарантии на весьма солидную сумму – 95 миллиардов рублей. Эти государственные гарантии помогут "АвтоВАЗу" взять кредиты на 95 миллиардов рублей, которые необходимы не только на поддержание ликвидности и текущей деятельности предприятия, но и на запуск новых моделей. Они, правда, называют одну модель, но 95 миллиардов рублей – это, по меньшей мере, три модели.
Олег Осипов: У нас на тысячу человек приходится меньше 200 автомобилей, по-моему, 183 по России, В Москве этот показатель больше, но все равно это мало. По немецким меркам или американским меркам – на тысячу 1000 человек приходится 1000 автомобилей.

- Механизм компенсации ставки по автомобильным кредитам, о котором Вы упоминали, просто ли получить этот кредит? Что говорит статистика?
Олег Осипов: Статистика говорит, что за последние два месяца в пять раз уменьшилось количество кредитов. Если раньше выдавали 40-50 миллиардов рублей в месяц, то за последний месяц – 10 миллиардов рублей. Сотрудники банков, которые выдают автокредиты, говорили, что получить эти кредиты будет трудно: требования к заемщику возросли, нужен первый взнос, который будет не меньше 30%.
Мне понравилось то, что предложили американцы. Налоговая служба не будет взимать НДС и налог с продаж с тех автомобилей, которые куплены с 1 апреля, например, по 1 января будущего года. Одновременно производители концернов сами идут навстречу потребителю: Ford и Hyundai на американском рынке ввели программу, согласно которой человек, приобретший автомобиль в кредит, лишается рабочего места и доходов, то компании выплачивают эти кредиты за него. У нас что происходит: АвтоВАЗ на автомобили прошлого года (2008 года) снизил цены, но снизил их только 23 марта. Три месяца уже прошло, уже все все распродали давно, во всяком случае, много распродали. Мы знаем, что у компании скопились значительные запасы. АвтоВАЗ поздно отреагировал – у них есть проблема с менеджментом.
Полностью беседу слушайте в аудиозаписи.