Картинка

Персона грата "Персона грата": Евгений Гонтмахер

9 октября 2008, 12:54

Уже который год – страшно вспомнить - пенсионную систему в России пытаются реанимировать и поставить на ноги. Невольно вспоминаются слова из страдальческо-оптимистичской песни "Если долго мучиться, что-нибудь получится…" В данном случае мучения очевидны, а вот результаты весьма туманны, и что в итоге получится пока не ясно как потенциальным пенсионерам, так, мне кажется, и самим реформаторам. Руководитель Центра социальной политики Института экономики Российской академии наук Евгений Гонтмахер – желанная персона в нашей студии.

Многие задаются вопросом – может, не надо было ничего трогать? Ведь, те же пенсии в советские времена до сих пор вспоминают добрыми словами. Это были не бог весть какие деньги, но они позволяли жить достойно, чего не скажешь о нынешних пенсиях.



Евгений Гонтмахер: Советская пенсионная система имела много положительного. Знаменитая максимальная пенсия была 120 рублей – сейчас многие вспоминают, у кого-то была 132 рубля, у кого был большой стаж, и, в принципе, если бы можно было на это что-то купить по официальным ценам, делаем маленькую ремарочку – это была неплохая пенсия. На нее вполне можно было – скромно - но существовать. К сожалению, мы помним времена дефицита, все не так просто. Вспомним, сколько была плата за телефон, например – копейки. Но там был один единственный минус, но очень крупный. Дело в том, что эти деньги пенсией не являлись. Они были на самом деле пособием, которое выдавало государство людям по поводу их старости. Что такое пособие? Сколько государство захочет, столько и платит. Тогда не было страховых систем, не было специальных целевых налогов. Был большой советский бюджет, и там каждый год правительство, ЦК КПСС решало, сколько дать на пенсии. В чем минус этой системы? Он заключается в том, что человек абсолютно зависит от государства. Мы же не заем, что было б с СССР, если б он дальше продолжал существовать. Скорее всего, экономические сложности нарастали, и денег в советском бюджете становилось бы все меньше и меньше. И пенсии уменьшились бы…

Есть еще демографический фактор. В советское время, еще в 70-е годы, на одного пенсионера приходилось 4-5 работников, которые платили налоги. Какая была система? Люди платят налоги, а из этих налогов выплачивают пенсии. То есть нынешние работники платят пенсионерам. Сейчас у нас меньше двух работников на одного пенсионера. Поэтому скопировать один к одному советскую систему, перенести ее на сейчас уже совершенно нереально. Тогда должны быть другие налоги. Надо повышать единый социальный налог, страховые платежи.

То что 1-го октября обещал В.В.Путин, что к 2010 году пенсии будут увеличены в два раза, если это действительно состоится, и если это будет реальное повышение – я имею в виду, которое не будет съедено инфляцией, то тогда, наверное, мы выйдем на уровень вот этих советских 120 рублей. Сейчас пока мы этого не достигли.


Евгений Гонтмахер и Виталий Ушканов


В чем же суть новаций?


Евгений Гонтмахер: Прежде всего, надо сказать, что после заявления Путина, к сожалению, никаких разъяснений больше пока нет. Накануне Голикова сходила в Государственную Думу и что-то рассказала депутатам, но у экспертов есть масса вопросов, потому как некоторые детали требуют дальнейшего разъяснения. Однако принципиальные вещи понятны. Первое – обещано, что нынешние пенсионеры к 2010 году улучшат свое состояние, причем это будет сделано за счет пересчета их советского стажа, в том числе. Как было сказано, за каждый год советского стажа будет дополнительная индексация на 1 %. У кого стаж 1991 до 2002 года, насколько я понимаю, там 10 % будет увеличение. Плюс будут проводиться очередные индексации. И в этом году, и в следующем, которые связны с инфляцией и ростом средней зарплаты. Поэтому в результате нынешние пенсионеры могут рассчитывать (все, конечно, зависит от инфляции) на какое-то существенное повышение пенсии, что хорошо.

Второе нововведение неоднозначно, безусловно. С 1-го января 2010 года будет введено верхнее ограничение заработной платы, с которого будут браться обязательные страховые платежи. Кстати, они повышены. Сейчас базовая ставка единого социального налога - до 280 тысяч годовых рублей – это 26 % будет (единый социальный налог уничтожен, и это правильно), будут страховые платежи 34 %. То есть нагрузка увеличивается. Эти 34 % от заработной платы работодатель – не сам человек - будет платить до годовой зарплаты работника 415 тысяч рублей. А вот если зарплата 500 тысяч рублей в год, то с превышения – эти 85 тысяч – ноль. Там никаких обязательных взносов ни в Пенсионный фонд, ни в соцстрах браться не будет. Это мера, я бы сказал, неоднозначная. В Европе такой механизм применяется, но мера неодназначная, потому что у нас сейчас, по словам Татьяны Алексеевны Голиковой, в годовом начислении в 2010 г. зарплату свыше 415 тысяч рублей будет иметь порядка 15 % работников. Основная часть будет ниже. Поэтому за основную часть работников работодатель будет платить больше, чем сейчас…

Полностью запись беседы слушайте в аудиофайле.





Досье:

ГОНТМАХЕР Евгений Шлемович – руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН.

Родился 6 июля 1953 года во Львове. Окончил географический факультет МГУ.

Работал в Центральном экономическом НИИ при российском Госплане, в Центре информационных технологий при Министерстве экономики, в Министерстве труда. Занимал пост зам. министра социальной защиты населения. Работал в президентской администрации. Был ведущим научным сотрудником Высшей школы экономики. Возглавлял департамент социального развития в аппарате правительства России. Избирался вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей. С 2004 года занимает пост научного руководителя Центра социальных исследований и инноваций. В 2006 - руководителем Центра социальной политики Института экономики РАН.

Доктор экономических наук, профессор. Автор многих публикаций по вопросам социальной политики. Женат, отец двоих детей.



Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация