Персона грата "Персона грата": Александр Кононец
Тюрьма, конечно, место суровое по определению: она не может и не должна быть местом для отдыха. Однако очевидно, что в местах лишения свободы заключенные должны чувствовать себя людьми, гражданами своей страны. Они ведь просто ограничены в некоторых своих правах – кто-то временно, кто-то пожизненно. Но они вовсе не лишенцы, с которыми можно делать все что угодно. Это теоретически, а что же происходит на практике в российских местах лишения свободы. Заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Александр Кононец - желанная персона в нашей студии.
- Давайте мы начнем с конкретной ситуации: массовые беспорядки и драка заключенных в самарской исправительной колонии №6. Сейчас там работает комиссия вашей Федеральной службы. Есть ли сейчас уже какие-то предварительные данные о ходе этого служебного расследования?
Кононец: Эти предварительные данные есть, они в руках профессионалов, именно той комиссии, которая там работает. После работы комиссии будут озвучены и причины, и последствия вот этих, я бы назвал их, хулиганских действий, может быть спровоцированных. Не будем забегать вперед, а подождем результаты работы комиссии.
- Союз заключенных выступил с заявлением, что нынешние события происходят из-за систематических нарушений прав человека. Что касается прав человека и их соблюдения в наших российских колониях, как Вы оцениваете эту ситуацию?
Кононец: Много говорят на эту тему. Я считаю, что некоторые, которые говорят на эту тему, - ангажированные "товарищи". Права человека – это очень большое, комплексное понятие. Я курирую область медицины и трудовой адаптации. Попробуем разобраться: соблюдаются или не соблюдаются в этой области права.
В прошлом году поступило к нам на исправление более 100 тысяч человек, которые не имеют образования или каких-либо профессиональных навыков. У нас существует более 600 профессионально-технических училищ, мы даем первичную специализацию.
Более 15 тысяч человек пришло со свободы больных туберкулезом, но 85 % не ориентированы в своем заболевании. Человек впервые попадает в руки врача, впервые видит комплексное профилактическое обследование. Это происходит потому, что он проходит мимо системы здравоохранения, большинство наших клиентов – это маргиналы. Мы являемся своеобразным фильтром. Например, 7 тысяч ВИЧ инфицированных поступило в прошлом году в исправительные учреждения: они не с неба свалились, а они пришли с той стороны забора, со свободы. Вот вам социально-медицинское лицо человека, который к нам поступил. Чем мы вынуждены заниматься? Мы вынуждены и делаем это успешно: обучать, лечить, кормить. Соблюдаем мы права человека, как Вы считаете?
- Звучит убедительно.

- Можно ли говорить о полноценном питании в местах лишения свободы, если всего 38 рублей в день выделяет бюджет на питание одного заключенного, если он болен туберкулезом – 65 рублей, несовершеннолетним – 70 рублей. Этого хватает?
Кононец: Вполне достаточно. Мы выполняем полностью постановление правительства, которое регламентирует нам полный набор, в том числе калорийность этих продуктов. Кроме того, у нас существует собственное производство, что позволяет значительно удешевить продукты. А перечень этих продуктов очень большой. Сейчас у нас никаких проблем с питанием нет. Есть возможность и работать, и купить, и посылку получить, что и делается в следственных изоляторах и в колониях.
Досье:
Кононец Александр Семенович, заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний.
Родился 26 сентября 1948 года в столице. Окончил 2-ой Московский государственный медицинский институт им. Пирогова и Высшую юридическую заочную школу МВД России. С 1999 года работает в уголовно-исполнительной системе страны. Возглавлял медицинское управление Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции и медицинскую службу УИС. Был заместителем начальника Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции. С 2005 года является заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний. Генерал-майор внутренней службы, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ.
Полностью беседу слушайте в аудиозаписи.