Картинка

Персона грата "Персона грата": Людмила Сараскина

19 сентября 2008, 11:07

Окружающий нас мир, несомненно, разнообразен и многоцветен. Но это не избавляет человека от необходимости отличать белое от черного. Лев Толстой полагал, что одним из средств различения доброго и злого было и остается искусство. Справляется ли современное искусство с этой своей ролью? Этот вопрос сегодня, в начале 21 века, достаточно актуален, когда в мире все меньше полутонов и оттенков, а со дня рождения великого писателя и мыслителя исполнилось 180 лет. Литературовед и публицист Людмила Сараскина - желанная персона в нашей студии.


- Решает ли современное искусство, в частности литература, вот эту задачу: черное и белое, добро и зло?

Сараскина: Это обязанность искусства. Если оно этого не делает, стало быть, оно не выполняет своих обязанностей. Если задаться вопросом: выполняет ли оно свои обязанности? Я бы сказала, что подавляющее большинство современных литераторов, к сожалению, даже и не ставят такого вопроса. Там, где он существует, литература делается актуальной, даже помимо своей воли. Те произведения, те сочинения, в которых этот вопрос есть, и ставится он честно, то это искусство пробивается на поверхность, потому что добро и зло, необходимость их различения еще никто не отменял. Пока жив человек и человечество это будет стоять всегда.


- Почему не ставится эта задача, она неподъемна и сложна, а может современные художники думают, что она вовсе неактуальна?

Сараскина: Она неподъемна и сложна. Немногие отважились ставить ее серьезно, но все-таки ставили. Благодаря этому мы имеем великую классическую литературу и вообще искусство, существующее в большом времени. Но многие писатели считают, что не надо ставить такую задачу, надо заниматься чем-то текущим. Культура у нас превратилась в досуг, в развлечение. Сейчас во многих толстых журналах и газетах Вы не найдете рубрику "культура", а вы найдете рубрику "досуг", "развлечения". Это большая разница: развлечение не ставит себе задачу различения добра и зла, а культура ставит. Синдром падения искусства и культуры - это отсутствие такого рода вопросов.


- Лев Николаевич такие вопросы ставил, искал на них ответы. Со времен Толстого мир изменился кардинально, но когда вчитываешься в его произведения, то понимаешь, что это все о нас сегодняшних, все осталось: страсти, противоречия, высота духа и низость человека. Это все сегодня есть в нашей жизни. Почему мы так мало читаем Толстого? Даже его юбилей не был на первом месте в ворохе сиюминутных сюжетов и коллизий.

Сараскина: Я с Вами согласна. Вы уловили самый нерв проблемы. Я только что вернулась из Ясной Поляны, где проходили писательские встречи. Мы пытались отметить 180 лет Толстому. Мы говорили о том, что сейчас Толстого читают мало, вообще мало читают хорошей литературы. Мы говорили о том, что этот юбилей проходит очень скромно, тихо.
Вопросы, которые поставил Толстой, они актуальны как никогда. Мы в этом году отмечаем столетие статьи Толстого "Не могу молчать!" (о смертной казни). Он не мог смериться с тем, что смертная казнь в России применяется для тех террористов, революционеров. Что происходит спустя сто лет? А происходит ровно обратное: общество жаждет смертной казни. Я в Ясную Поляну привезла социологическую статистику, которая была сделана недавно: наш народ жаждет смертной казни не только для сложной категории преступников, но и для всех (для проституток, для содержателей борделей, для наркоманов, для олигархов, для мошенников). У народа скопилось ощущение несправедливости, потенциал жажды наказания. Толстой, когда аргументировал свою статью "Не могу молчать!" и свою позицию, говорил о том, что как же так, какие мы христиане, если мы убиваем. Ужасающее падение совершено за сто лет.
Солженицын, который пытался определить: что же такое 20 век. Он говорил, что между людьми конца 20 века и людьми 19 века вырыта огромная бездна, которую не перескочить, не перепрыгнуть. Наше состояние, состояние нашего общества радикально отличается.


Людмила Сараскина, литературовед и публицист


Досье:

Сараскина Людмила Ивановна – филолог, литературовед, публицист.
Окончила филологический факультет Кировоградского пединститута и аспирантуру МГПИ им. Ленина. Ведущий научный сотрудник Института искусствоведения РАН. Доктор филологических наук. Член Союза российских писателей. Лауреат премии "Книга года" за документальный роман "Александр Солженицын" (серия ЖЗЛ).
Замужем. Есть сын.



Полностью беседу слушайте в аудиозаписи.





























Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация