Персона грата "Персона грата": Михаил Блинкин
Если в вашей квартире всерьез забилась канализация, то вы вызовите сантехника. Этот чудо-мастер придет не сразу, но засор за определенную мзду устранит. Но есть проблемы, требующие системных решений. Например, что же делать жителям больших городов, где все сложнее передвигаться не только на автомобиле, но и на общественном транспорте. Пока мы только слушаем градоначальников. Они обещают транспортную проблему решить, но сроки называют такие, когда в их "высоких" кабинетах будут сидеть совсем другие люди. Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин - желанная персона в нашей студии.
- Говорят, что скоро в Москве случится коллапс, город встанет намертво. Вы согласны с таким прогнозом?
Блинкин: Нет, я больше оптимист. Самое главное, что я много лет занимался исследованием транспортного поведения жителей больших городов в разных странах. Степень адаптации очень велика: к каким только неприятностям не приспосабливаются молекулы транспортного потока. А в каждой молекуле есть водителей, который, как правило, разумный человек, в абсолютном большинстве. Степень адаптации людей, которые пользуются автомобилями, трамваями, метрополитеном, чрезвычайно велика. Коллапс – это тревожное ожидание, но неактуальная угроза. Что такое транспортный коллапс большого города? Города Западной Европы и Северной Америки это уже прошли, переварили и поехали дальше. Это распад мегаполиса, единого города, на транспортные изоляты. Мы живем в одном городе, но, например, из Бутово в Митино каждый день ездить на работу сложно. Москва, благодаря метрополитену, пока остается единым городом, но уже на пределе. Первый признак транспортного коллапса – это распад единого города на транспортные изоляты. Второй признак транспортного коллапса, когда приходится сносить нормальную, дорогую недвижимость, когда приходится сносить не по ветхости, не по старости, а по транспортным факторам – проехать нельзя. К счастью, в Москве такого пока нет. Но такая угроза есть.
- Если говорить о корнях такой проблемы, почему Москва оказалась в такой непростой ситуации? По Вашим оценкам, чего больше: тяжелого наследия прошлого или современных ошибок и просчетов?
Блинкин: Очень похоже, что одно легло на другое и дало мультипликативный, вредный для города эффект. С начала рыночных отношений и по сегодняшний день нарушена самая простая транспортная градостроительная аксиома: город не имеет право продавать больше ресурсов, чем у него есть. Мы увеличиваем транспортную нагрузку, но не увеличиваем пропускную способность дорог и провозную возможность общественного транспорта. Это означает, что город выносит на рынок ресурс, которого нет. Это нарушение было систематическое, и оно продолжается до сегодняшнего дня. Заторы в новых районах Москвы – это прямая вина руководства города.
Досье:
Блинкин Михаил Яковлевич - научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства.
Родился 23 июля 1947 года в Москве. Окончил механико-математический факультет МГУ. Кандидат технических наук, специалист по технической кибернетике и теории информации. Занимается изучением институциональных проблем транспорта и дорожного хозяйства. Автор многих статей по проблемам городского транспортного планирования, теории транспортного потока, управления движением и перевозками, безопасности дорожного движения. Участвовал в экспертизе крупных инфраструктурных проектов по заказу федеральных министерств и общественных структур. Сотрудничает со многими электронными и печатными средствами массовой информации.
Женат. Отец и дед.
Полностью беседу слушайте в аудиозаписи.