Персона грата "Персона грата": Дмитрий Орешкин
Давно известно: если паны дерутся, то у холопов чубы трещат. Но времена меняются. Сейчас паны, т.е. лидеры стран "Большой восьмерки", ведут на своих саммитах мирные и содержательные беседы. Страны эти, кстати, демократические, так что язык не повернется назвать тех граждан холопами. Но память тела крепкая, "чубы" наши все помнят. Может быть, именно поэтому мы с пристрастием наблюдаем, что на этих саммитах происходит. Удается ли большим странам обойти подводные камни, избежать ссор и конфликтов. Политолог и публицист Дмитрий Орешкин - желанная персона в нашей студии.
- Как Вы оцениваете итоги саммита "Большой восьмерки" в Японии? Что можно назвать главным результатом этой встречи?
Орешкин: Я думаю, что никто не заблуждался, что там будут какие-нибудь судьбоносные решения приняты. Для России саммит закончился позитивно, поставленные задачи были решены. А задачи были простые: президент входил в новую для себя компанию. Он там должен был себя поставить, он там должен был познакомиться, он должен был ответить на некоторые неприятные вопросы, которые ему неизбежно задавали в ходе дружеского общения. Он на них ответил. Сам Медведев выразил удовлетворение: он сказал, что это глубокое, хорошее на высоком уровне общение. Все наблюдатели тоже говорят, что разочарований точно нет, все было позитивно.
- Первый большой "выход в свет" Медведеву удался?
Орешкин: Да, удался. Президент был достаточно хладнокровен, неподатлив. Его на слабину пробовали и по Северным территориям, и по Грузинской тематике. Он вежливо и спокойно отводил это в сторону.

- Энергобезопасность стала своеобразным камнем преткновения. На ваш взгляд, что должны делать противостоящие стороны, чтобы прийти к какому-то компромиссу?
Орешкин: Ситуация уже достаточно компромиссная. Мы хотим продавать энергоресурсы, там хотят их покупать. Они хотят диверсифицировать источники, чтобы Россия не диктовала свои условия: что-то покупать у Норвегии, что-то покупать у Латинской Америки, у Казахстана. Мы стремимся завоевать монопольные положения, чтобы диктовать цены. Эта ситуация вполне понятная и прозрачная. Договориться здесь можно о том, что здесь используются рыночные методы. Об этом и договорились. Договориться об энергобезопасности ввосьмером нельзя, потому что растущий потребитель энергоресурсов является Китай, который не входит в "Большую восьмерку", Индия, которая тоже не является членом "Большой восьмерки".
Было высказано предложение: всем членам "Большой восьмерки" максимально возможно увеличить производство нефти, чтобы сбить рост цены. Из членов "восьмерки" только Россия является серьезным нефтпроизводителем, понятно, что все это было сказано в адрес России. Но Россия может это исполнять, а может не исполнять, потому что решения "восьмерки" обязательной силы не имеют. Россия, может быть, и хотела бы увеличить, но у нее сейчас не хватает технических средств увеличить этот объем.

Досье:
Орешкин Дмитрий Борисович – политолог и публицист.
Родился 27 июня 1953 года. Окончил географический факультет МГУ и аспирантуру. Занимался полиографией. Кандидатскую диссертацию посвятил древним ледниковым оледенениям.
Долгие годы работает в Институте географии Российской академии наук, где прошел путь от младшего до ведущего научного сотрудника. С 1993 года возглавлял аналитическую группу "Меркатор", готовящую, в частности, телевизионные картографические программы для Центризбиркома и сборники электоральной статистики.
Занимается географией России, региональными исследованиями, анализом результатов выборов. Последнее время сосредоточил свои усилия на политологии и публицистике. Автор многих статей и публикаций в отечественных и зарубежных СМИ. Кандидат географических наук.
Женат. Отец двух дочерей.
В молодости увлекался футболом, играл за сборную геофака МГУ. Сейчас работает по 12 часов в сутки и ни на что другое время найти не может.
Полностью беседу слушайте в аудиозаписи.