Персона грата "Персона грата": Анатолий Верчинский
Известно, что в России родную милицию, мягко говоря, недолюбливают, а милиционеров просто боятся. Самое печальное, что речь идет не о каких-нибудь жуликах, хулиганах и прочих антисоциальных элементах – мы говорим о добропорядочных законопослушных гражданах, о тех самых налогоплатильщиках, на чьи деньги государство эту самую милицию и содержит. Можно, казалось бы, с этим смириться, в надежде, что власть рано или поздно наведет порядок в милицейских рядах, ну а если ждать придется долго? Значит, надо научиться жить в реальном мире и надеяться на собственные силы. Тренер-психолог Анатолий Верчинский – желанная персона в нашей студии.
Накануне праздников эта тема звучит крайне актуально, именно в выходные и праздничные дни, если повезет с погодой, наши сограждане не смогут усидеть дома и устремятся в места массовых гуляний. Вот тут-то их будут подстерегать всякие конфликтные ситуации, связанные с милиционерами. Или, может быть, я ошибаюсь? Может быть, как раз, если людей вокруг много, то и меньше риск столкнуться с милицейским беспределом?
Верчинский: Я думаю, насколько вы умеете привлекать внимание окружающих и понимать, как можно организовать группу поддержки, условно говоря. Конечно, когда много людей, то силовое воздействие сводится к минимуму – все идет на уровне слов, силового убеждения как такового не предвидится.

Сами сотрудники МВД иногда объясняют негативное отношение к родной милиции частыми критическими публикациями в прессе: журналисты пишут о милиции плохо, и поэтому к ней плохо относятся. Правы они?
Верчинский: Я думаю, что это взаимозависимая система: изначально нарастает, как снежный ком, и работа милиции, которая не всегда соответствует закону, не всегда строится на принципах уважения к правам и свободам граждан. С другой стороны, люди, имея негативный опыт, передают историю дальше. По статистике, в 7 раз больше люди узнают о негативном случае, чем о положительном. То есть, даже если встречаются ситуации, когда сотрудник милиции вел себя законно, уважительно и т. д, решил проблему гражданина, то он не расскажет об этом. Интереснее, конечно, рассказывать, как все плохо, и больше внимания к этому, и газеты печатают все-таки больше негативные статьи, потому что это больше привлекает внимание. Получается, что граждане относятся еще более негативно, вырисовывается какой-то отрицательный образ, и это отношение вызывает ответное отношение сотрудников милиции.
Получается замкнутый круг, из которого не вырваться?
Верчинский: Из него трудно вырваться, но можно. Можно, если каждый возьмет на себя ответственность за то, что он транслирует в окружающий мир, и как он себя конкретно ведет в ситуации с сотрудником милиции.

Есть ли "группа риска". Люди, у которых больше шансов стать жертвой незаконных действий милиционеров?
Верчинский: Да, я думаю, существует некоторый процент – где-то 10-20%, которые никогда не имеют никаких контактов с сотрудниками милиции, порядка тоже 10-20 % тех, кого постоянно останавливают, и остальные – иногда – раз в месяц, в год. Группами риска занимается специальная наука виктимология. Она изучает поведение жертвы, а часто именно поведение жертвы вызывает агрессивное поведение в отношении этих людей. Они подсознательно ведут себя как те люди, которых можно унизить, обобрать и все, что пишут про милицию – это в отношении тех, кто позволяет себя так вести.
Что ж там изучать? Предположим, я надену "косуху", буду иметь ярко выраженную кавказскую внешность, я буду слегка выпивший, и не надо никакой виктимологии – ко мне точно придерутся.
Верчинский: Это зависит от того, какие сигналы вы подаете в окружающий мир. Это ж психология – вы всегда создаете имидж у другого человека, в частности, у сотрудника милиции. Если у них создастся впечатление, что вами легко можно управлять, в процессе первой минуты. Сразу выясняется, какой у вас психологический вес, какой опыт противостояния манипуляциям, какие есть у вас кнопки, на которые можно нажать, насколько вы можете быть лидером даже в той ситуации, когда к вам подходит человек в форме. Это сразу видно. Я не думаю, что даже если вы все эти условия выполните, у вас не будет возможности отстоять свои права. Это ж все сразу чувствуется…
Полностью интервью Анатолия Верчинского слушайте в аудиофайле.