Картинка

Персона грата "Персона грата": Дамир Шадаев

4 мая 2006, 10:30
Весна – время пожароопасное. Однако вещью страшнее пожаров для российского леса многие называют Лесной кодекс. Чем станет для отрасли новое лесное законодательство? Об этом Виталий Ушканов беседует с депутатом, заместителем главы Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Дамиром Шадаевым.

– Когда в Сыктывкаре проходило совещание по проблемам лесного хозяйства, президент жестко говорил о расточительстве национального ресурса и требовал принять Лесной кодекс. Этой весной Дума проголосует за документ?

Шадаев: В 2004 году президент в своем Послании говорил о необходимости принять новый Водный и Лесной кодексы. Водный кодекс принят Госдумой и находится на рассмотрении Совета Федерации, работа над Лесным кодексом продолжается. Прошли все рабочие группы по рассмотрению поправок. Рабочие группы приступают к изменению тех статей, которые требуется изменить в соответствии с рекомендациями рабочей группы, куда входили специалисты лесного хозяйства, представители промышленного комплекса, общественных организаций, структур, занимающихся охраной природных ресурсов (Всемирный фонд дикой природы, Гринпис и т.д.), профсоюзов – всех заинтересованных сторон.

Кодекс предполагает несколько основополагающих вещей. Первое – реализация конституционных прав граждан на право владения и распоряжения лесными ресурсами. В Конституции записано, что природные ресурсы могут находиться как в государственной собственности, так и в иной. Предыдущий Лесной кодекс входил в противоречие с Конституцией, говоря, что лес может быть только государственным. Хотя и на тот момент этого де-факто уже не происходило. Например, земли сельхозназначения, которые не были использованы, и на них вырос лес, находились в собственности колхозов, кооперативов, частных лиц. Фактически это была лесная территория, которая попадала под действие Лесного кодекса. Чтобы срубить эти деревья и реализовать их, нужно было оформить соответствующие документы. Тем не менее, эти земля и лес уже находились в частной собственности.

Меняется система лесопользования. Мы переходим от распорядительной системы, когда на каждый шаг в лесу государство в лице чиновника должно давать разрешения, к системе декларирования своих намерений со стороны лесопользователя, но при этом со строгим соблюдением норм действующего законодательства. Мы повышаем ответственность людей, которые работают в лесу и решают задачи, которые поставило перед ними государство.

Также меняется система управления. Мы должны разделить функции управления и ведения хозяйственной деятельности. Сегодня лесхозы занимаются хозяйственной деятельностью (рубят лес и используют его для компенсации выпадающих доходов), потому как мы на 30 процентов де-факто финансируем лесное хозяйство из бюджета, а 70 процентов они должны зарабатывать сами. Представьте себе распорядителя от государства, который имеет доступ к ресурсу, который должен себе заработать на жизнь. Естественно, это будет всегда связано с нарушениями: будет вырубаться лучший лес, не будут соблюдаться нормы природоохранного законодательства и т.д. Понятно, что лесопользователь нарушает лесное законодательство, а органы лесного хозяйства, не принимающие меры, находятся с ним в каких-то взаимоотношениях, которые позволяют это делать.

– Какая функция останется лесхозам?

Шадаев: Мы полагаем, что они должны только управлять государственным имуществом и следить за исполнением природоохранного законодательства. При этом мы понимаем, что все функции, связанные с управлением, должны быть профинансированы на 100 процентов. Люди должны получать достойную зарплату и быть обеспечены государственными гарантиями.

Дамир Шадаев и Виталий Ушканов

Досье
Шадаев Дамир Равилевич, депутат российской Государственной Думы РФ.
Родился 3 ноября 1967 г. в городе на Неве.
Учился в Ленинградском высшем инженерно-морском училище имени адмирала Макарова.
Окончил Северо-западную академию государственной службы при главе государства.
Занимал пост президента ЗАО "Тимберленд - Выборг".
Избирался депутатом Законодательного собрания Ленинградской области второго и третьего созывов.
Работал в постоянной комиссии по законодательству, постоянной комиссии по промышленности, транспорту, связи и дорожному хозяйству. Возглавлял постоянную комиссию по экологической безопасности и природопользованию.
Депутатом Госдумы избран от объединения "Либерально-демократическая партия России".
Член фракции ЛДПР.
Заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию.
Женат. Отец пятерых детей.

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация