Картинка

Персона грата "Персона грата": Елена Телегина

28 марта 2006, 10:30
Первый человек, которому в древности удалось добыть огонь и развести костер, наверняка пользовался в друзей и соседей заслуженной популярностью. И, скорее всего, достаточно быстро наш гений сообразил, что он вовсе не обязан пускать к этому костру, во-первых, всех подряд, и, во-вторых, пускать даром. Можно предположить, что уже в те древние времена энергетический ресурс вовсю использовался для достижения и масштабных геополитических, и меркантильных целей. Об энергетической безопасности и роли России в ее обеспечении – беседа Виталия Ушканова с директором Института энергетики и геополитики России Еленой Телегиной.

– В начале марта Еврокомиссия разработала единую энергетическую стратегию, на прошлой неделе в Брюсселе состоялся саммит Европейского Союза, темой которого была единая энергетическая политика. Почему вдруг европейцы так спохватились и стали решать эту проблему?

Телегина: Ситуация на европейских энергетических рынках достаточно серьезная. Полтора года назад мир столкнулся с практически непредсказуемым ростом цен на сырую нефть (основной энергоресурс). Ажиотажный рост цен вызвал нестабильные и иногда даже панические настроения на рынках. Все это связано с непредсказуемо высоким ростом спроса. Развиваются Китай, Индия, требуется все больше энергетических ресурсов, а приращение запасов нефти и газа в мире не такое большое, разработки новых месторождений идут не очень эффективно. Запасы становятся все более дорогими: они находятся уже не на суше, а на шельфе, где добывать их сложнее. Все это порождает ощущение, что ресурсов может не хватить или хватит не очень надолго. И конечно, ситуация подогревается спекуляциями на финансовых рынках. Поэтому цены на нефть растут быстрее, чем готово человечество их воспринимать и покупать по ним. Европа в этой связи испытывает дополнительные трудности, потому что ее собственные ресурсы (ресурсы Северного моря) истощаются, а потребности в энергоресурсах растут. Европа – регион развивающийся, с высоким уровнем жизни. Европейский Союз, куда к тому же влились новые члены, испытывает все большую потребность в энергетических ресурсах, поэтому он так озабочен развитием единой энергетической стратегии.

– Можно ли говорить, что к таким срочным действиям Европу подтолкнул кризис, который случился не так давно между Россией и Украиной?

Телегина: Думаю, больше подтолкнула общая ситуация на энергетических рынках. То, что произошло в январе, явилось катализатором процесса. И Европа, конечно, обеспокоилась очень сильно. Она боится, что зависимость от одного такого крупного поставщика как Россия и транзитных стран, которые пропускают российский газ в ЕС, может поставить ее на грань энергетических проблем. Поэтому Европа хочет максимально диверсифицировать источники поставок.

Директор Института энергетики и геополитики России Елена Телегина и ведущий программы Виталий Ушканов

– В иностранной прессе "Газпром" называют не иначе как инструментом внешней политики Кремля. В этом, наверное, есть доля истины…

Телегина: Хотим мы этого или нет, в газовом бизнесе без политики не обойтись. Когда дело касается очень больших денег, затрат и рисков, политический фактор доминирует.

– Темой председательства в "большой восьмерке" Россия избрала энергетическую безопасность. Все ли есть у нас и что нужно, чтобы страна справилась с ролью гаранта энергетической безопасности не только для Европы, но и для Азии?

Телегина: У нас есть очень много: природные ресурсы, уникальное географическое положение между Европой и Азией, развитая инфраструктура. Условия есть все, а главное, есть желание стать гарантом энергетической безопасности в мире. Что необходимо? Необходимо, конечно, гибко подходить к энергетической политике внутри страны. Надо ее сформировать и реализовывать. Потому что энергетическая стратегия, которая разработана и принята у нас, отстает от реальных изменений времени. Главный вопрос здесь – реформирование внутреннего энергетического рынка, реформирование газового рынка, чтобы мы не попали в газовую паузу, которая очень реальна. Чтобы добыча газа возрастала пропорционально нашим обязательствам, внутренним и внешним потребностям рынка. Нужны большие инвестиции в разведку и разработку новых месторождений, а с ними дела обстоят сейчас не очень хорошо.

Инвестиций мало, потому что у нас низкие цены на внутреннем рынке. Это вопрос социальный, вопрос очень болезненный. Повышать эти цены, как требуют того от нас обязательства перед Всемирной торговой организацией, мы не можем. Мы вынуждены сохранять цены низкими для внутреннего рынка, а это тормозит инвестиционный процесс. С другой стороны, "Газпром" является монополистом. Поскольку он не наращивает добычу столь масштабно, чтобы выполнять все обязательства, надо допустить независимых производителей – и к добыче, и к транспортировке, и к экспорту. С этим проблема. Рынок не реформируется, независимые производители представлены слабо. То, что рынок находится под жестким контролем государства, конечно, обеспечивает гарантированный объем поставок по экспортным контрактам, но и тормозит развитие отрасли.

– Доживем ли мы до реформы "Газпрома"?

Телегина: Я надеюсь дожить, хотя не уверена. "Газпром" сейчас слишком монолитен, и государственный контроль его деятельности усиливается, что понятно с точки зрения обеспечения и доходности бюджета, и управляемости компании, и обеспечения энергобезопасности в мировом масштабе. Но будет страдать внутренний рынок. Если это будут серьезные деструктивные процессы, думаю, что реформа неизбежна. Она может быть более болезненной, если будет вынужденной, нежели запланированной. "Газпром" не любит говорить о теме реформирования. Непонятно, как это будет происходить, но то, что цены на газ на внутреннем рынке будут повышаться, потому что только это обеспечит инвестиции в развитие газового бизнеса, – это объективная реальность.

Досье
Телегина Елена Александровна, директор Института энергетики и геополитики России.
Родилась в Москве.
Окончила экономический факультет и аспирантуру МГУ.
Преподавала в Институте нефти и газа имени Губкина.
Работала в "Мострансгазе", затем – в Международном инвестиционном банке в Лондоне.
Возглавляла Комитет по внешнеэкономической деятельности и инвестициям Минтопэнерго.
Занимала пост заместителя министра топлива и энергетики России.
Была председателем совета директоров "Роснефти".
Доктор экономических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина.
Научный руководитель серии "Энергетическая безопасность России" в многотомном совместном издании РАН, Совета Безопасности страны и общества "Знание".
Член совета директоров Союза нефтеэкспортеров России и совета директоров группы международных компаний НК "Лукойл" в Нидерландах.
Лауреат конкурса "Пегас" и премии имени Губкина.
Замужем. В семье есть дочь.

(Полностью программу "Персона грата" слушайте в аудиозаписи).

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация