Картинка

Персона грата Как вернуть беглые деньги?

6 июля 2005, 10:30
Президент в Послании Федеральному Собранию просил разобраться с "налоговым терроризмом" и предложил сделать так, чтобы деньги вернулись в страну. Выполняя поручение президента, Минфин разрабатывает законопроект об амнистии капиталов. Между тем накопления россиян продолжают утекать за рубеж. О том, что нужно для их возвращения, Виталий Ушканов беседует с научным руководителем Экономической экспертной группы Евсеем Гурвичем.

Деньги очень пугливы, говорит Евсей Гурвич. Для бизнеса нужна благоприятная обстановка. В последние годы наша экономика росла неплохими темпами, росли зарплаты и доходы населения. Сейчас темпы роста замедлились. В этом году, несмотря на рекордно высокие цены на нефть, рост будет существенно ниже, чем в прошлом году. А в мае промышленное производство снизилось даже по сравнению с апрелем текущего года. Большинство экспертов сходятся во мнении, что причина этого замедления – в тех событиях, которые произошли в прошлом году и породили у предпринимателей неуверенность в завтрашнем дне. Замедлились инвестиции, следствием чего стало падение спроса на оборудование и уменьшение производства. Замедлился рост добычи нефти и ее экспорта, что было главным двигателем нашей экономики в последние годы. Замедлился рост в машиностроительной отрасли, которая была вторым двигателем экономики.

– В Стабилизационном фонде страны накопилось много денег, и многие наши граждане недоумевают, почему нельзя эти деньги использовать если не на прямое повышение пенсий и зарплат, то хотя бы на поддержание приоритетных отраслей хозяйства.

ГУРВИЧ: В бюджетной политике мы должны смотреть вперед, а не исходить из сиюминутной ситуации. Цена на нефть не всегда будет высокой. Одна из причин разрушения советской экономики состояла в том, что в 70-е – начале 80-х годов цена на нефть была огромной (в 1981 г. средняя цена составляла 70 долларов за баррель). А потом она резко упала, и наша экономика испытала настоящий шок, потому что была настроена на высокую цену. Ни в коем случае нельзя тратить эти деньги на зарплаты и пенсии, потому что когда цены упадут, не из чего будет их платить. Но даже на разовые нужды тратить деньги из Стабилизационного фонда опасно: это приведет к укреплению рубля. А укрепление рубля, в свою очередь, – к резкому увеличению импорта. Многие наши предприятия не выдержат такой конкуренции.

– Борьбу правительства с инфляцией пока нельзя назвать успешной. Что министры должны делать для удержания инфляции? Что делали неправильно?

ГУРВИЧ: На инфляцию влияют внешние и внутренние факторы. Факторы извне: высокие цены на нефть приводят к росту цен на нефтепродукты, высокие мировые цены на металлы провоцируют повышение цен и внутри страны. Это объективный процесс. При рекордных ценах на нефть Центробанк должен покупать больше валюты, больше денег выпускать в оборот. Это тоже разгоняет инфляцию. Но есть еще внутренние факторы, которые от министров не зависят: это, например, доверие к рублю. В предыдущие годы в оборот тоже выпускалось много денег, но был и спрос на эти деньги. Люди избавлялись от долларов и частично держали деньги в рублях. Сейчас этот процесс приостановился. Прошлогодний банковский кризис подорвал доверие людей к отечественным банкам. Одновременно снизилась долгосрочная уверенность в нашей экономике, поэтому замедлился рост спроса на деньги. Те деньги, которые выпускаются в оборот, не перевариваются экономикой, а превращаются в инфляцию. Это причины системного характера, а не чьи-то ошибки.

– При всем при том есть люди, которые зарабатывают большие деньги и вывозят из страны. Президент в послании к Федеральному Собранию говорил о возвращении этих капиталов. Как должна в идеале пройти налоговая амнистия?

ГУРВИЧ: В идеале, это должен быть восклицательный знак в конце длинного текста. Во-первых, восстановление доверительных отношений между властью и бизнесом. Во-вторых, улучшение условий для бизнеса здесь: это и отказ от "налогового терроризма", и уменьшение коррупции, и уменьшение административного вмешательства в дела бизнеса и использования прокуратуры, и укрепление судебной системы, и создание инфраструктуры для развития бизнеса, и снижение барьеров для появления новых компаний. Хорошо было бы подвести черту под итогами приватизации. И только после решения этих вопросов можно объявить налоговую амнистию. Амнистия должны быть концом процесса, а не заменять сам процесс. В противном случае предлагать ее бесполезно. На плохих условиях капитал не вернется.

Досье
Гурвич Евсей Томович, научный руководитель Экономической экспертной группы.
Родился 14 июня 1947 года.
Окончил факультет управления и прикладной математики и аспирантуру Московского физико-технического института.
Работал в Институте цен и Институте народнохозяйственного прогнозирования.
Научный руководитель Экономической экспертной группы – российской компании, которая занимается макроэкономическими исследованиями и предоставляет консультационные услуги по проблемам экономической и финансовой политики правительственным структурам федерального и регионального уровней.
Сопредседатель Клуба экономического прогнозирования.
Кандидат физико-математических наук. Автор многих научных публикаций.
Сфера профессиональных интересов: Макроэкономический анализ и прогнозирование, налоговая реформа, долговая политика, финансовая система, микромоделирование.
Женат.


(Полностью беседу с Евсеем Гурвичем слушайте в аудиозаписи).

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация