Картинка

Персона грата Зачем Россия мировой экономике

28 июня 2005, 10:30
Цена нефти превысила 60 долларов за баррель. Однако благосостояние России, одного из крупнейших поставщиков нефти, от этой цены не зависит. Почему? О нефти, российской экономике и инвестиционном климате в стране ведущий программы Виталий Ушканов беседует с президентом Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорием Томчиным.

– Почему даже тучные годы в экономике проходят для России без особой пользы?

ТОМЧИН: Еще в 20–30-е годы XX века мы выпали из мировой экономики. Тогда в мире был тот самый "звериный капитализм", от которого мы спаслись. А мировая экономика выработала некую систему сдержек и противовесов. И там экономические скачки как-то смягчаются, общество понимает, как жить с этими скачками. Общество – это и правительство, и предприниматели, и мелкий чиновник, который во всех странах играет достаточно большую роль.

У нас он, чиновник, сейчас у власти. Любой мелкий чиновник может затормозить закон, принятый Госдумой и подписанный президентом. Говорят, у нас отток капитала. Так вот, у нас неприток капитала. Почему я должен сюда вкладывать деньги, если мелкий чиновник мне затормозит утверждение инвестиционного проекта?..

– Недавно Всемирный банк представил доклад о состоянии инвестиционного климата в развивающихся странах, и Россия попала в число наименее привлекательных для инвестиций стран. Главная причина нашего незавидного положения – мелкий чиновник?

ТОМЧИН: Да. Сегодня это главная причина. От него зависит принятие решений правительством, исполнение этого решения. Пока мелкий чиновник у власти, инвестиционного климата в стране не будет. И нам все равно, высокая цена на нефть или нет.

– Кроме мелкого чиновника, есть, наверное, и другие причины наших экономических неудач. Даже представители власти не скрывают, что в кабинете министров не все в порядке. Ответственный чиновник Минфина недавно поставил диагноз "раздвоение сознания", то есть "шизофрения": в правительственной голове мирно уживаются либерализм и патернализм. Вы согласны с таким диагнозом?

ТОМЧИН: Это наше понимание либерализма и патернализма. Во всякой развитой стране должна быть либеральная экономика. И во всякой развитой стране должен быть патернализм собственной экономики. Это не противоположные вещи. Другое дело, какой патернализм. Если патернализм государственным предприятиям, как сейчас, тогда это раздвоение личности, шизофрения. Потому что это не либеральная экономика.

– Перед правительством стоит задача побороть инфляцию…

ТОМЧИН: Нельзя, если растет цена на нефть, побороть инфляцию. Это значит, надо изъять всю добычу нефти с рынка, поставить ее под жесткий контроль Центробанка и все доходы иметь в ЦБ. И тогда… мы вернемся к очередям за бензином. Поэтому инфляцию можно регулировать, и правительство с этим успешно справляется.

– А соскочить с нефтяной иглы мы можем?

ТОМЧИН: У нас есть такая возможность. Но это не будет соскок в течение одного года. Это вопрос 10–15 лет. Главное – задать нужное направление, определить, зачем мы мировой экономике. Пока что мировая экономика считает, что при высокой цене на нефть от нас можно качать нефть. А мы мировой экономике нужны. Производство все время уходит из Европы в Азию, а потребление остается. Мы – самый короткий путь из Юго-Восточной Азии в Европу. Путь через Суэцкий канал достиг насыщения. Строить "шелковый путь" через Казахстан и девять стран горячих точек тяжелее и длиннее. Мы можем стать страной коммуникаций между Азией и Европой, если построим транспортные коридоры и сделаем это национальной идеей.

Досье
Томчин Григорий Алексеевич, президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий.
Родился 4 декабря 1947 г. в Ленинграде.
Окончил факультет морского оружия Ленинградского кораблестроительного института.
Трудовую деятельность начал в 1972 г. в Ленинградском проектно-таможенном бюро "Рубин", где работал до 1992 г.
В 1992– 1993 гг. был начальником отдела экономических исследований приватизации Северо-Западной Агропромышленной биржи, экспертом Комитета по экономической реформе Верховного Совета Российской Федерации.
В 1992 г. участвовал в разработке государственной программы приватизации.
В 1993 г. перешел на работу в Государственный институт проблем приватизации в должности заведующего отделом.
С 1993 по 1994 г. являлся начальником управления приватизации предприятий промышленности, строительного комплекса и отраслей инфраструктуры комитета по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга.
В 1994-1996 г.г. – депутат Государственной Думы РФ.
С 1996 по 1999 г. возглавлял Всероссийскую Ассоциацию приватизируемых и частных предприятий.
В декабре 1999 г. избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва, состоял во фракции СПС. Был заместителем председателя Комитета ГД по собственности, в апреле 2002 г. избран Председателем Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству.
В 1995 г. был награжден медалью "За заслуги перед Отечеством".
В 2002 г. награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени за проведение экономических реформ.
Женат, в семье есть дочь.


(Полностью беседу с Григорием Томчиным слушайте в аудиозаписи).

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация