Картинка

Персона грата Зоны притяжения инвестиций

16 марта 2005, 11:30
Законопроект "Об особых экономических зонах" одобрен кабинетом министров и в ближайшее время будет внесен в Госдуму. О том, что такое особые экономические зоны, и удастся ли при помощи нового закона вывести российскую экономику на качественно новый уровень и привлечь в нее желанные инвестиции, ведущему программы Виталию Ушканову рассказывает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Медведев.

МЕДВЕДЕВ: Главная задача, которую ставит перед собой закон "Об особых экономических зонах", – привлечение инвестиций в российскую экономику. В прошлом году темпы роста инвестиций снизились даже в сырьевых отраслях. Через этот закон правительство пытается создать такие производства, продукция которых была бы конкурентоспособна на мировых рынках. И третья задача – сократить отток научных кадров.

– В начале 1990-х гг. с целью привлечения инвестиций уже была попытка создать свободные экономические зоны, которые вместо этого стали лазейкой для неуплаты налогов. В новом законе зоны стали называться особыми, чтобы нехороших ассоциаций не возникало?

МЕДВЕДЕВ: С 1990 по 2002 год в России было создано и закрыто уже 18 свободных экономических зон. Практика показала, что они не оправдали своего названия и не решили тех задач, которые на них возлагали. Действительно, через них отмывали деньги и уходили от налогов. Не думаю, что форма всегда определяет содержание. Если называется не свободной, а особой экономической зоной, это ни о чем не говорит. Важно, какие предлагаются подходы к решению поставленных задач.

– А есть ли фильтры, чтобы новый закон не стал такой лазейкой?

МЕДВЕДЕВ: К сожалению, фильтры настолько жесткие, что есть основания опасаться, чтобы с водой мы не выплеснули ребенка. Говоря о возможности решения многих вопросов через особые экономические зоны и привлечения инвестиций в экономику, через эти фильтры мы можем намеченных целей и не достичь. Фильтры действительно очень жесткие и их много, начиная от создания особых экономических зон и продолжая системой контроля всей их деятельности. Такая система фильтров отражают позицию Минфина, который очень долго сопротивлялся принятию данного законопроекта.

– В результате такой жесткой политики Минфина, не стала ли сама идея особых экономических зон менее привлекательной для бизнеса?

МЕДВЕДЕВ: Да, наверное. Но опасения, как мне кажется, будут только на первых порах. Как заявил Герман Греф, он знает около 15 физических или юридических лиц, которые готовы работать в этом режиме. Кроме ограничений, о которых я говорил, есть и преференции. Начинаются они с того, что государство и власти всех уровней создают все инфраструктурные условия. А уж затем определяется, сколько должен вложить инвестор (а это не менее 10 млн евро). И потом, в процессе работы, для инвестора предусмотрены налоговые и таможенные послабления. А для технико-внедренческих зон предлагается уменьшить нагрузку на заработную плату.

Досье
Медведев Юрий Германович, депутат Государственной Думы РФ.
Родился 25 августа 1949 г. Окончил Пермский государственный университет и Свердловскую высшую партийную школу.
В 1998 г. был избран председателем Законодательного собрания Пермской области. Входил в состав Совета Федерации ФС РФ (по должности).
В Госдуме прошлого созыва был заместителем председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству, возглавлял Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам. В нынешней Думе – первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму.
Кандидат социологических наук.
Член фракции "Единая Россия".


(Полностью беседу с Юрием Медведевым слушайте в аудиофайле).

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация