Картинка

Поговорим с Михаилом Веллером (архив) Справедливость своей рукой

14 апреля 2009, 13:37
В почтовом ящике автора программы - большое количество вопросов от целых групп людей: двадцать - тридцать писем по одному и тому же вопросу, например, на тему съезда кинематографистов (на съезде кинематографистов мы завершили прошлую программу). К этому вопросу автор и намерен вернуться...

(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)

ВЕЛЛЕР: В свое время Владимир Ильич произнес известную фразу: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино..." В последнее время эту фразу любят заканчивать таким образом: "... и цирк", приписывая это Ленину. Не знаю, так ли это, потому что насколько мне известно, в полном, не обрезанном варианте фраза звучала так: "... для нас важнейшим является кино, потому что из всех искусств оно одно вполне доходчиво для малограмотного пролетариата и вовсе неграмотного крестьянства".

Понятно, что на кино обращали огромное внимание; девяносто пять процентов информации мы получаем через зрение, и лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И в кино можно людям говорить то, что ты хочешь им вкомпостировать в мозги, гораздо удобнее, чем любым другим образом. Кроме того, кино тиражируется, его смотрят все, и вот там по двузначной системе "черное - белое" можно внушать людям любые взгляды; власть это прекрасно понимала. Потому что еще в конце XIX-го века великий французский социолог Густав Ле Бон (Лебон) написал великую книгу "Психология толпы" (иногда переводимую как "Психология масс"). В 90-е годы у нас эта книга дважды переиздавалась.

Эта книга была настольной у всех великих тоталитарных лидеров XX-го века - Муссолини, Гитлера, Ленина, Сталина; эта книга находилась в рабочей библиотеке каждого. Так вот, толпе нужно повторять одно и то же без рассуждений, и кино с этим всегда успешно справлялось. Ты показываешь плохого врага, хорошего своего, и в головы людей вбиваются правильные взгляды.

Сейчас кино, не занимаясь настолько лобовой пропагандой, как, скажем, в 30-е годы, особенно в Советском Союзе, функцию свою, однако, исправно исполняет. Потому что если сегодня смотреть старые уже, 60-70-х годов голливудские фильмы, то они формируют позитивную американскую идеологию гораздо лучше, чем любые лекции, книги, диспуты или международные встречи. Потому что в этих голливудских блокбастерах добро всегда торжествует, добро всегда с кулаками. На государство много рассчитывать не приходится, рассчитывать надо на себя самого. Ты веруешь в Господа, даже если этого не высказываешь, и творишь справедливость своей рукой.

И это - как бы это сказать? - это правильное кино. Потому что и "Великолепная семерка", и "Спартак", и много еще чего учили людей только хорошему. И при этом учили свободе, учили за нее драться и учили за нее платить. И это, кстати, достаточно хорошая сторона американской идеологии. Голливуд, который в эпоху Великой депрессии 29-го - первой половины тридцатых годов взял на себя функцию великого сказочника и великого утешителя, сделал для величия Америки больше, чем все министерство пропаганды со всеми привходящими конторами.

Так вот, переходя к нашему кинематографу: в конце 80-х, с концом советской власти в 91-м власть решила: вот что, ребята. Хватит с нас цензуры, хватит государственного вмешательства. Давайте так: рынок, свобода, и все будем сами". И на этом советско-росийское кино как-то стремительно кончилось. Последним шедевральным фильмом, картиной суперкласса на нашем экране было "Собачье сердце", всем известное много раз. Вышло "Собачье сердце", если не ошибаюсь, в 89-м году. Прошло ровно двадцать лет, но больше этот профессиональный уровень и близко не был достигнут...

Кино отпустили в свободное плавание, - а кино требует денег гораздо больше, чем литература (писатель может сам), живопись (художнику немного легче приобрести все необходимое для работы). А кино - огромная индустрия; индустрия просела и кончилась, и только уже в 2000-е путинские нефтеносные годы стала восстанавливаться. А у кино недвижимости было на довольно-таки большие суммы; она оценивается примерно в полтораста миллионов долларов. С этого можно получать большие доходы, а доходов любому жалко. И первая причина распрей, бесспорно, причина материальная: где справедливость, почему общее добро у одних, а не у других, и почему деньги получают одни, а не другие. Однозначно.

Второе. Все-таки Союз, наверное, должен способствовать тому, чтобы кино было хорошим. Для этого надо помогать талантливым людям, давать деньги на талантливые картины, помогать прокату хороших картин, иметь влияние на прокатную сеть, иметь какую-то производственную базу, которую кому-то, возможно, можно давать в долг или кредит, и так далее. Кто этим владеет, то и влияет.

А кроме того, так же как сейчас партия "Единая Россия" у нас решительно у власти и пользуется поддержкой большинства населения, начали отказываться от доктрины всеобщей деидеологизации, что в 91-м было постановлено: идеология - это всегда плохо. Да нет, без идеологии только хомяки могут набивать защечные мешки. Идеология - это мировоззрение, общее для всего народа, мысли об общей задаче, народ объединяющей. Без идеологии жизнь невозможна, человеческое общество так устроено. А пытаться подменять идеологию потребительством не получается; но об этом поговорим чуть позднее...

То есть, насколько я могу судить, Никита Сергеевич Михалков - человек, умеющий договариваться с властью. Тот, кто умеет договариваться с властью, с большей вероятностью добивается определенной поддержки власти. А сегодня кино, которое будет поддерживать власть, совсем не вредно. Вот как прекрасен был бы новый фильм "Партийный билет", который был перед Великой Отечественной войной. О том, как человек героически защищает партийный билет - ну, почему обязательно "Единой России"? "Справедливой России", "Яблока" или еще какой-нибудь. Или как враги крадут у человека членский билет (не обязательно "Единой России" - например, партии "Яблоко"!), и своего шпиона внедряют с этим партийным билетом.

Это, конечно, шутки, но на самом деле правильные фильмы, где будут показаны не только правильные бизнесмены, но правильные чиновники, правильные губернаторы, правильные руководители, давно пора создать...

Поговорим с Михаилом Веллером (архив). Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация