Картинка

Поговорим с Михаилом Веллером (архив) Призраки Компьенского леса

26 мая 2008, 16:00
Прежде чем автор программы начнет отвечать на звонки слушателей, он попытается хотя бы кратко ответить на вопрос, который был последним в прошлой передаче: каким образом город Нарва стал эстонским...

(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)

ВЕЛЛЕР: У нас нет времени, чтобы излагать более-менее подробно ту часть истории гражданской войны, которая относится к борьбе на, скажем так, российско-эстонском фронте. Но в результате после признания независимости Эстонии, а потом после подписания перемирия в Компьенском лесу и фактически признания Германией капитуляции, Советская Россия объявила, что она денонсирует Брестский мир, и 13 ноября 18-го года пошла "освобождать братьев" во всех отделившихся было частях Российской империи, чью независимость она признала полугодом ранее.

Сначала красные пошли в Эстонию, потом "белоэстонцы" выбили оттуда красные войска. Потом красные признали независимость Эстонии, а эстонцы не помогали белым частям Юденича дойти практически до Петрограда и почти его взять. В результате, когда уже после гражданской войны, в 20-м году подписывался мир, - а Советская Россия тогда была очень слаба, истощена гражданской войной, ее ресурсы были исчерпаны, - удовлетворились границей по естественному водному рубежу, по реке Нарве (она же Нарова). Таким образом, этот берег отошел к советско-российской части, а тот берег вместе с городом Нарва и с крепостью отошел к эстонской части.

Впоследствии (после 45-го года) эта граница была проведена как условно-административная между РСФСР и Эстонской советской социалистической республикой, а потом эти границы признали как настоящие при распаде Союза. Таким образом Нарва, город по своей истории достаточно интернациональный, город викингов, германцев, русских и в меньшей степени город эстонцев, поскольку эстонцы были пригнутым народом на своих собственных территориях (ну, отстали они в историческом развитии и от немцев, и от славян), и этот город, который на начало XX века был в основном русским (и по населению и остался русским) отошел к Эстонии. И все же это меня заботит несравненно меньше того, что России не принадлежит Крым, как и еще ряд вопросов.

И, чтобы закончить с этим вопросом, поскольку телевидение для нас более "все", чем радио, несколько слов вот о чем. Несколько дней назад состоялась большая ссора на лужайке Первого канала на ток-шоу Максима Шевченко "Судите сами", где шла речь о том, преступен ли суд Героем Советского Союза Арнольдом Мери, человеком восьмидесяти восьми лет, который принимал участие в депортации эстонского населения в 49-м году. Поскольку все было, разумеется, решено заранее, и нужно было сказать, что недружественная Эстония не имеет права судить Мери (а отношения России и Эстонии недружественны уже давно), то это нельзя назвать условиями полностью чистой игры.

Что же произошло? У нас в течение многих десятилетий происходила депортация, раскулачивание, выселение, расказачивание миллионов и миллионов человек. Называется цифра в полтора миллиона погибших только в кампании так называемого "расказачивания", которое происходило во время гражданской войны, когда некоторые станицы были уничтожены под корень. Это была акция советской власти, потому что казаки недостаточно лояльно отнеслись к продотрядам, мобилизации в Красную армию и прочая, и будучи людьми поголовно вооруженными и свободолюбивыми, оказывали как пассивное, так и активное сопротивление, что им очень дорого стоило...

Поговорим с Михаилом Веллером (архив). Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация