Поговорим с Михаилом Веллером (архив) "Поговорим" с Михаилом Веллером

15 сентября 2013, 14:10

Собеседник автора программы "Поговорим" - доктор философских наук, профессор, академик Российской академии наук, директор Института философии АН Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов.

(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)

- Во времена нашей молодости были такие журналистские штампы, вроде: "... совсем молоденьким парнишкой он впервые переступил порог..." Далее шел перечень - университета, заводской проходной, чего-нибудь еще. Как вы, мальчик из горной дагестанской деревни, стали студентом философского факультета Московского университета (тогда престиж этого учебного заведения был сумасшедший, нынешняя молодежь не может и представить!), и стали выдающимся философом? Как получилось, что вы вообще решили избрать эту стезю?

Абдусалам ГУСЕЙНОВ: У меня всегда была склонность к гуманитарным вещам, к поэзии, в какой-то мере - к политике, а в старших классах я начал читать брошюры, которые выпускало Общество по распространению общественно-политических знаний (впоследствии - общество "Знание"). Я прочитал брошюру, где говорилось о законах диалектики, о том, что все в мире движется противоречиями. И тогда же возник вопрос: если все в мире движется противоречиями, то должно быть и противоречие, которое движет самим человеком? В чем оно?

Этот вопрос стал занимать меня. Тогда я думал, что это противоречие между умом и сердцем, необъятностью желаний и ограниченностью возможностей их реализовать... И этот интерес меня подвиг к тому, что я решил пойти на философский факультет в Московский университет с некоторой надеждой, что, может быть, провалюсь...

- Мало у кого из юношей лет в шестнадцать возникают такие вопросы; получается, у вас склонность к абстрактному мышлению была с детства...

Абдусалам ГУСЕЙНОВ: Не скажу; я над этим много думал... Действительно, философия требует определенного, особого дарования, - типа того, что есть у поэтов или музыкантов, природу которого мы не можем объяснить и говорим: от Бога. Хотя я не думаю, что это мой случай... А когда я поступил в университет и увидел, что такое философия, - понял, что это совсем не то, что я себе представлял. Первая лекция была о милетской школе, - нам начали говорить об апейроне... Какой-то фантастический мир, другая реальность! Я барахтался в этом мире, пока не вырулил на этику, - ее как раз тогда ввели, - и опять вернулся к своей старой проблеме человека и его движущей силы, - этика, долг, склонности...

... - Вы получили степень кандидата философских наук за диссертацию "Условия происхождения нравственности". Звучит глупо, но каковы эти условия? Ибо нравственность сейчас - особенно больной, болезненный предмет...

Абдусалам ГУСЕЙНОВ: Когда я приступал к работе, господствовало представление, что особой проблемы здесь нет, поскольку нравственность возникает вместе с обществом, а основой ее возникновения является труд. Этот аргумент считался очень важным, поскольку считалось, что религия возникает позже, а нравственность, выходит, - до религии. То есть этому придавался особый мировоззренческий смысл.

Но когда я начал заниматься предметом, опираясь на этнографический, археологический материал, на всю науку о первобытном обществе, я пришел к другому мнению: нравственность возникает лишь на определенном этапе развития общества, а вовсе не сразу с его возникновением, и условием возникновения является постепенный процесс вычленения индивида в качестве личности из единой кровно-родственной общины и формирования отношения индивид - общество, которое было представлено родом, племенем. И только потом - разделением труда...

-------------------------------------------

- Невозможно не высказать мнение по поводу этих абсолютно безумных инициатив реформирования Академии наук. Все-таки хочется надеяться, что это спустят на тормозах. Для Академии наук это вопрос просто животрепещущий; чего они в президентской администрации, Думе, Совете министров хотят добиться на самом деле? И если разум все же будет помрачен, что из этого ужаса может выйти?

Абдусалам ГУСЕЙНОВ: Это действительно умопомрачение, ужас. Я не могу найти категорию, к которой это можно отнести. Это можно отнести разве что к психиатрии, но не к социальной области. Конечно, отчуждение между гражданами и государством существует, но чтобы в такой форме?! Чтобы правительство втайне готовило такой удар исподтишка по Академии наук, которая существует почти триста лет?! Которая является основной структурой, ответственной за состояние национальной фундаментальной науки?! Те, кто затеял эту "реформу", - придите к нам в институт, посмотрите на людей, которые за двадцать пять - тридцать тысяч рублей с утра до вечера занимаются наукой!

Надеюсь, что благодаря позиции научной общественности и разумным силам в нашем правящем эшелоне в вопиющей, разгромной форме этот законопроект не пройдет. Но акция эта требует размышления; необходимо ставить вопрос, в какой мере является национальным правительство, осуществляющее такого рода акции?..

/фото russia.ru/video/diskurs/

Поговорим с Михаилом Веллером (архив). Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация