Специальный репортаж Леонида Варебруса Снова русские! В Норвегии. На Лофотенских островах…
15 сентября 2010, 16:43
"Радио России" предлагает вниманию программу Леонида Варебруса об истории одного международного пленэра. Эфир: среда, 15 сентября, 13:30
Здесь на каждой печной трубе, живет собственный Джонатан Свифт, чайка, которая научилась путешествовать. Кто не читал знаменитое эссе Баха, прочитайте! Кто смотрел спектакль, поставленный когда-то в Москве сразу несколькими театральными режиссерами, вспомните, стоит того! Сейчас, когда вокруг лишь скалы, а впереди Норвежское море и Атлантика, а на трех последних островах всего три сотни норвежских рыбаков, стремление отправится в небе вслед за чайками, которых тут тысячи, чувствуется особенно остро. В первую очередь, чтобы увидеть суровый и удивительный приморский мир, меняющийся каждую минуту пейзаж, узнать Норвегию "изнутри", бросив на все, русский взгляд.
И первым был дом художницы Анны Мариендал, у которой все остановились передохнуть от дороги и порисовать. Дом был, конечно же, с чайкой на крыше. Как у всех ее соседей и дальше, за километры, на крыше галереи Скотта Тойе, на берегу глубокой заводи с маяком на скале, в центре.
В нашей программе мы обязательно спросим у Скотта, большого норвежского художника, зачем он помог собрать на своем острове русских художников из Америки, Германии, Англии, Израиля и самой России. На самом краешке Норвегии их объединили Лофотены и Скотт Тойе с женой, не менее известной в Норвегии художницей Веборг Тойе.
Он – человек книги Гинесса, куда был "записан" за уникальную работу в соседнем Баллштадте: огромную настенную картину на здании корабельного дока местной судоверфи. Она - знаменита как автор художественного проекта, в котором участвовали 4 тысячи девчонок и мальчишек почти из 130 стран мира. Это был "водный" фестивале в Стокгольме, устроенный прямо перед королевским дворцом: в центре огромных сетей с рисунками, сотканными Веборг, стояла ледяная ваза и каждый из детей, вылил в нее свою воду, из своей страны…так они проголосовали за экологическую чистоту мира.
А еще, именно Скотт и Веборг пригласили в Лофотен, на экономический форум норвежских ученых, Михаила Горбачева, чем несказанно гордятся и теперь, спустя десятилетия. Сейчас вот, русские художники. Со своими историями и взглядом на живопись, их соединившую и сделавшую друзьями. Того же Петра Глузберга, не видевшего Россию 25 лет и сейчас спокойно, как ни в чем не бывало, разговаривающего со своим тезкой, Петром Ляшковым и по-русски, и по-английски. Петр-второй, несмотря на свою русскость, родился во Франции, рисовать начал в Аргентине, язык выучил в Америке. Сейчас вот пытается прочитать оставленный отцом, офицером корниловской армии, дневник, открытый у него на страницах за 1921 год… "Отвлекаясь" лишь на этюд или на проведение мастер-класса.
О судьбе художников, поговорим! Как и об их творчестве. Но, оказалось, спрашивать живописца, почему он создает тот или иной пейзаж, как за три-четыре часа несколько мазков краски, превращаются на холсте в реальный мир, который ты видишь в эту минуту, бессмысленно. Как и смотреть, почему скалы он увидел фиолетовыми, а облака ярко красными. Тайна, ответ на которую он, порой, не знает и сам.! И первая же встреча, это подтвердила…Про остальные, услышите сами!










