Персона грата "Гомо советикус" и эпоха капитализма
Программу "Персона грата" ведёт Виталий Ушканов.
Чем дальше от нас советская эпоха, тем менее чётко мы её различаем и тем менее адекватно оцениваем. Даже люди старшего поколения, которые, казалось бы, должны те времена помнить очень хорошо, и то склонны их приукрашивать. Что уж говорить о молодых. Их представления основываются на воспоминаниях мам, пап, бабушек, дедушек и не всегда достоверны. А ещё на них влияют публикации в прессе, которые зачастую решают определённые политические задачи.
Руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-Центра" Борис Дубин – желанная персона в студии "Радио России".
Есть мнение, что все мы независимо от возраста родом из СССР. Это действительно так?
Б. Дубин: Другого места не было, откуда бы мы могли появиться. Может быть, из разных частей или времён СССР. И то, и другое – вещи довольно важные, потому что этот строй не всегда был и не всегда был одинаковым. Соответственно то, что мы называем "советский человек", есть некая исследовательская конструкция. Мы не можем ткнуть пальцем и сказать: "Вот он – настоящий советский человек". Черты, которые социологи называют, как ведущие могут по-разному компоноваться. Поведение современных людей, живущих в России или приехавших сюда, во многом совпадает, идёт из оперделённого типа проблем и отношения к себе и людям. Всё это было заложено в проект Юрия Александровича Левады. Мы были участниками этого исследования.
Собственно само словосочетание "советский человек" предложил Юрий Александрович как средство анализа в социологии, да?
Б. Дубин: Да, это было на обложке книги, которая вышла в 1993 году и была отчётом о первых двух волнах исследования. Юрий Александрович не вдавался особо в объяснения, но в ходе исследования открывались интересные подробности этой простой и лежащей на поверхности темы.
У Юрия Александровича есть две книги, которые посвящены тому, как устроена конструкция "советского человека": чего в ней больше, чего меньше, преобладает ли лукавство, властепочетание и недоверие под маской щедрости и открытости. Чем дальше, тем больше Россию окружают "чужаки", потому что даже первые лица государства говорят, что у страны не может быть друзей и не стоит на них рассчитывать. Общественное мнение, к сожалению. охотно это подхватывает. Большинство опрошенных считает, наиболее близкой страной можно считать Белоруссию. Отношение к Украине всё время меняется, всё зависит от того. Какие шаги делают первые лица, дипломаты и даже спортсмены.
Трудно сказать насколько было характерно для советского человека образца 70-х, но для современного россиянина оказалось очень болезненным, когда кто-то задевает не его лично, а большое целое. Наверное, это самое чувствительное место, которое у него есть. Когда к этому большому "Мы" проявляют недостаточно уважения, это может повлиять на российского человека сильнее, чем упрёк в том, что человек мало зарабатывает, плохой семьянин, никудышный любовник. Врачи знают, что человек, имеющий чувствительные места и помнящий о том, что они у него есть, в известной мере преувеличивает то, насколько мир угрожает их задеть, и даже подставляется этими частями. Это так называемая самовиктимизация, превращение себя в жертву, а затем вымещение обиды.
Почему на ваш взгляд эти качества оказались настолько устойчивыми?
Б. Дубин: Проще всего было бы сказать, что соединение этих черт и оказалось тем, что чем дальше от Советского Союза, тем больше эти черты объединяют людей. Конечно скажут, что есть язык, но это для писателя он так важен, а для обыкновенного человека гораздо важнее жестикуляция. Даже принадлежность к православию вписалась в этот синдром "советского человека", как идея и большой сильной державе. Сначала, когда стало об этом возможно говорить, принадлежность к вере обозначала новую свободу, но сейчас это скорее обозначает принадлежность к этому большому фантомному державному комплексу. Тем более, что нет более подходящего наименования для людей, живущих в России. Слово "россиянин" отмечено для людей интонацией Бориса Ельцина. Отношение к нему сложное. Не с чем больше отождествляться, кроме этого большого "Мы", которое мы потеряли.
Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.