Картинка

Персона грата Можно ли доверять рейтингам учебных заведений

18 ноября 2013, 10:30

Программу "Персона грата" ведёт Виталий Ушканов.

Качество колбасы, масла и прочих продуктов питания легко определить на вкус, цвет и запах. Качество промышленных товаров опытный потребитель тоже определит без труда. А вот с качеством образования всё гораздо сложнее. Абитуриент может поступить в лицензированное учебное заведение, его родители могут заплатить за обучение немалые деньги. Но, к сожалению, всё это не всегда может служить стопроцентной гарантией, что студент получит в итоге качественное образование.

Академик Российской Академии образования Виктор Болотов - желанная персона в студии "Радио России".

Вы ещё и президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, в ВШЭ возглавляете такой центр.  Давайте разберёмся, как это качество образования оценивать. По каким критериям его можно оценивать?

В. Болотов: Принято учитывать три позиции, когда мы говорим о качестве образования. Первое – соответствие государственному стандарту. Это та процедура, которая называется аккредитацией вузов  и школ, по которой они получают или не получают право на выдачу документов государственного образца.  Второе – это удовлетворение потребностей человека, который получает образование, если говорить про старшую школу и вузы, или удовлетворение качеством образования родителей ученика, если говорить о младшей школе. На самом деле сарафанное радио хорошо знает, куда отдавать ребёнка в начальную школу, какая из них хорошая, а какая плохая. Старшую выбирают по итогам ЕГЭ. Я хочу поступать или хочу, чтоб мой сын поступил на инженерную или математическую специальность, и тут смотрят, как в этой школе сдаётся ЕГЭ по математике и физике. С вузами сложнее, там часто реклама забивает всякий здравый смысл. Третье – это представление о качестве определённых групп населения. Я не буду говорить о гражданском обществе, нам до него ещё шлёпать и шлёпать, но у нас уже есть группы людей, которые начинают интересоваться качественным образованием, его доступностью. Например, этим интересуется Общероссийское общество слепых.  Таким образом, этим вопросом интересуются государство, личности и группы населения.

Скажите, какой может быть система оценки качества образования. Понятно, что она должна быть независимой. Не хочется Вас обидеть  как бывшего чиновника Министерства образования, но ясно, что любая структура, созданная этим министерством, будет не очень объективной. Можно ли создать независимую систему оценки образования, кто должны быть эти независимые оценщики?

В. Болотов: В нашей стране независимую систему создать невозможно. Есть руководство страны, есть аппарат руководства, парламент и т.д. И ходоки всегда бегают. Это не значит, что мы не должны пытаться создать независимую систему. Но нужно понимать, от кого она будет независима. Вы полностью правы, она не должна зависеть от структур, которые потом оцениваются. Грубо говоря, если министра за плохие результаты могут снять с работы, то результаты всегда  будут хорошими. Тут, как и в ЕГЭ, ставка на общественных наблюдателей, представителей работодателей, общества и т.д.   Но пока я определяю, кто представитель общества, всё равно независимость получается условная. В новом законе, есть статья про создание механизмов  оценки, которые не зависят от органов образования.

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.

Персона грата. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация