Персона грата Дети, в школу собирайтесь!
Программу "Персона грата" ведёт Виталий Ушканов.
Казалось бы, август, который вчера закончился, – такой чудесный летний отпускной месяц, но так уж традиционно сложилось в нашей новейшей истории, что этот месяц весьма и весьма насыщенный. Именно в августе происходит много событий: в политике, в экономике. Мы обязательно в нашей программе такие ключевые события и их последствия будем подробно обсуждать, но, раз уж первый выпуск после каникул пришёлся на 1 сентября, мы начнём его с темы мирной, вечной, она наверняка волнует многих наших слушателей, это начало нового учебного года в российских школах. Сегодня с утра атмосфера радостная, праздничная, цветы, музыка, нарядные ученики, не менее нарядные учителя. Что год грядущий готовит? Радостно ли им будет учиться и, соответственно, учить?
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Михайлович Реморенко – желанная персона в нашей студии.
Начнём с того, что непосредственно связано с работой вашего вуза. Ещё в июне министр образования и науки Дмитрий Ливанов провёл специальное совещание по модернизации педагогического образования. На нём подводились некие итоги двухлетней работы по реформированию педагогического образования. В каком направлении вы (я знаю, что вы входите в рабочую группу, которая этим занимается) это образование пытаетесь направить?
И. Реморенко: Должен уточнить, что на совещании всё-таки не итоги подводились, а обозначались намерения. Действительно, впервые (такого не было за всю историю педагогического образования) министерство решило как-то поддержать те вузы, которые пытаются искать пути выхода из кризиса педагогического образования. Это системный кризис. Он не только в России, он по всему миру происходит. Буду рассказывать на наших примерах.
Они ближе, конечно.
И. Реморенко: Дело в том, что это такая сфера образовательной деятельности, которая связана со служением учителем. Если мы вспомним советское время, кто был оптимальным советским учителем? Это был человек, частенько из интеллигентской семьи, возможно, у него мама или папа были учителями, а это уже определённая династия. В моей семье и мама, и сестра мамы – учителя. Все как бы настроены на школу, все видят свою жизнь как некое служение делу образования, просвещения. И это такая вещь, когда человек этому делу отдаёт жизнь.
И он уважаемый человек.
И. Реморенко: И он уважаемый человек, да. Но сегодня, к счастью или к несчастью, но по всему миру эта тенденция меняется. Всегда печально, когда какая-то добрая традиция уходит, но это действительно так, с этим трудно уже что-либо сделать. Уходит она по нескольким причинам. Во-первых, сегодня информационное поле настолько разнообразно и настолько часто меняется, что учитель как главный источник несения знаний молодому поколению уже не может нести знания так, как он делал это десятки лет назад.
То есть, он не может конкурировать с тем же самым Интернетом?
И. Реморенко: С Интернетом, с телевидением, с кино, с другими масс-медиа, которые его окружают, конечно, конкурировать учителю трудно. Но новая миссия учителя – это, скорее, миссия, когда он помогает человеку во всём этом сориентироваться, выстроить своё отношение, найти свой путь ко всему этому, приобщая его к каким-то устоявшимся, определённым фундаментальным знаниям. В свете последних событий, в условиях современного информационного поля, когда мы говорим про поиск своего пути, про возможности человека критически осмыслить всё, что вокруг его происходит, мы особенно понимаем, насколько важно критически относиться ко всему, что нас окружает.
Работа учителя – это уже работа человека, который помогает организовать дискуссию, взвесить разные точки зрения, выстроить своё собственное отношение, найти своё отношение к чему-либо, найти себя в этом огромном пространстве разных возможностей, часто меняющихся профессий, сверхзанятости и так далее. Это уже совершенно другие технологии.
К сожалению, и мы вынуждены это признать, что подобного рода технологии живут уже далеко не только в системе образования, но и в сфере образования. Есть психологическое консультирование, есть системы аттестации персонала, есть куча предприятий, которые занимаются кадровым развитием. Всё это те сферы занятости, где рост человека, рост его квалификации, рост его компетенций значительно более продуман и более сильно осуществляется, нежели чем в привычной школьной ситуации. Но мы пытаемся втягивать это в систему образования, как бы давая возможность нашим ребятам осваивать эти наиболее современные технологии, в том числе Интернет.
Не получится ли так, что студенты, выпускники педагогических вузов, которые овладели всем тем набором знаний, который необходим для того, чтобы эффективно выполнять эту работу, будут стремиться не школу, потому что в школе часто оболтусы, с которыми часто нужно находить общий язык, к которым нужно искать подход, а в эти кадровые службы, где и денег побольше, да и работа поспокойнее?
И. Реморенко: Это замечательный вопрос, потому что мы сами на него ищем ответ. И, по всей видимости, он такой: они будут стремиться в эту общую сферу занятости. Я сильно переживал, когда сам заканчивал университет, что многие наши ребята шли в эти кадровые службы, в консалтинг. Кстати говоря, сейчас отслеживая их карьерный путь, мы видим, что достаточно многие из них вернулись в образование. Я, кстати, тоже какое-то время работал не в школе и даже не в управлении образования, а в одном из фондов, где были образовательные проекты, но помимо их было много ещё чего.
Это крайне важно. Во-первых, чтобы посмотреть со стороны. Но что ещё более интересно, это, во-вторых, такая общая сфера занятости. И всё это сфера образования. У меня есть знакомый, который имеет образование в области начальной школы, где его всё время учили развивать воображение. По этой теме, помню, он и диссертацию писал и т.д. А потом он работал в атомной отрасли, где тоже нужно было развивать воображение у тех инженеров, которые были зациклены лишь на технологические решения.
И вот такая сфера работы человека с человеком, где нужны определённые ментальные и психологические способности, оказывается очень даже востребованной. Человек, работающий в этой сфере, может прийти в школу, может уйти из школы. Он может уйти в какую-то совершенно неожиданную сферу занятости. Я, планируя работать в университете, как-то очень переживал по поводу того, кто к нам шлёт заказы для устройства на работу наших выпускников. Например, система жилищно-коммунального хозяйства просила людей с педагогической квалификацией.
Там-то они зачем?
И. Реморенко: И ГИБДД просила людей с педагогической квалификацией. Росалкогольрегулирование тоже просило людей с педагогической квалификацией. Я сначала ничего понять не мог. Но потом, когда стал разбираться, что же им конкретно нужно, выяснилось, что им нужны люди, которые умеют разговаривать с людьми и объяснять. Пробовали ли вы бабушке объяснить, как ей в платёжках по ЖКХ разобраться? С ума можно сойти. Ночь – такая-то сумма, день – такая-то. Сюда ходи, здесь не ходи, это пиши, то не пиши и т.д.
То есть, учителя математики – это туда?
И. Реморенко: Не обязательно математики. Но знание предмета – требование безусловное. Человек должен в каком-то предмете ориентироваться, и первые два курса именно на это и нацелены. Все равно какой-то предмет должен быть более определённым. А вот коммуникативная компетентность, умение разобраться в сложной знаковой системе, умение донести это знание до другого, совместно договориться – это другое. Договориться – это колоссальная проблема. Умение договариваться – это вообще отдельная компетенция.
Это вообще проблема российского общества.
И. Реморенко: Да. Это умение сейчас крайне востребовано везде. В ГИБДД зачем нужны наши выпускники? Вроде бы сейчас там ситуация меняется, но все равно, когда сотрудник ГИБДД останавливает ваш автомобиль, на сколько его хватает, чтобы вести вежливый разговор? По своему опыту скажу, на 1-2 минуты, пока он представляется и вы начали о чём-то говорить. А затем он начинает лезть, куда не надо или спрашивать что-то не то.
Конечно, везде нужны люди, которые умеют работать в системе "человек-человек": разговаривать, понимать, разбираться в знаковых системах, доносить их и т.д.
В мире существует такая тенденция, как переход от pedagogical university к normal university. То есть, "педагогический университет" – это высшее учебное заведение, ориентирующееся исключительно на систему образования. А "обычный университет" – это как в Китае, где все педагогические университеты являются normal university. Университеты эти не в смысле "нормальные", это неточный перевод, а университеты, которые воспроизводят образцы человеческой деятельности, человеческого поведения, как бы умения вести себя в разных сложных ситуациях. И они готовят и педагогов, и специалистов социальной сферы – работников социальных служб, досуговых предприятий, иногда даже юристов и т.п.
Досье:
РЕМОРЕНКО Игорь Михайлович – ректор Московского городского педагогического университета.
Родился 11 апреля 1971 года в Красноярском крае. Окончил с серебряной медалью среднюю школу и с отличием физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете. Окончился психолого-педагогический факультет Красноярского государственного университета по специальности "математик-преподаватель". Имеет также диплом магистра по менеджменту в сфере образования Манчестерского университета.
Работал в средней школе преподавателем математики, зам. директора по учебно-воспитательной работе. Был главным специалистом по экспертизе и инновационной политике управления образования администрации Красноярского края, координатором программ Национального фонда подготовки кадров.
Занимал ответственные должности в Министерстве образования и науки России, был статс-секретарём и заместителем министра.
С 2013 года возглавляет Московский городской педагогический университет. Кандидат педагогических наук, доцент, автор десятков научных статей и двух монографий. Почётный работник народного образования. Награждён государственными наградами за участие в организации гуманитарной и военной помощи Республике Южная Осетия.
Женат. Отец двух дочерей. Главным своим увлечением Игорь Реморенко называет коллекционирование музыкальных записей в стиле "джаз" и "рок-н-ролл".
Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.