Персона грата О добрых и злых ценах на продукты
Программу "Персона грата" ведёт Виталий Ушканов.
Поскольку, как известно, своя рубашка ближе к телу, для большинства наших сограждан рост цен в российских магазинах и на рынках – сейчас гораздо большая проблема, чем геополитические страшилки. Но и те, кто готов до хрипоты спорить о нынешнем соотношении сил на международной арене после подобных жарких дискуссий испытывают естественный волчий аппетит. И, спустившись на грешную Землю, тоже обращают внимание на изменившиеся ценники. Какое же влияние большая политика оказывает и будет оказывать на потребительский рынок?
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ – желанная персона в студии «Радио России».
Как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию? Преобладает ли у Вас оптимизм или пессимизм?
Петр Шелищ: Неудобно повторять эти слова (мне они, честно говоря, даже и не очень нравятся)… будущее наше не предопределено. И дело не в том, что не понятно. Это разные вещи. Непонятно – значит, что у нас не хватает мыслительных способностей, чтобы понять. Но с этим-то всё в порядке - хватает! Просто не предопределено: может быть так, а может быть эдак! И зависит это от нас! Причём очень много зависит от нашей способности правильно реагировать.
На что реагировать? Вот, текущая ситуация: запрет на ввоз пяти групп продуктов, которые в совокупности составляют две третьих наших затрат на всё питание (мясная, молочная, рыбная, овощная и фруктовая группы). Это затраты. А мы всего тратим на домашнее питание 10 триллионов. Ещё триллион оставляем в общепите за год. Это примерно. И получается, что, значит, где-то 7 триллионов мы тратим на эти продукты… А 7 триллионов это порядка 250-ти миллиардов (если на 35 умножить) – где-то (грубо) 200 с лишним – 250 миллиардов. Нам говорят, что из Европы завозят на 8 миллиардов евро. Но я знаю, что и цифры другие там! Ещё 4 миллиарда евро надо прибавить, если добавить Америку – Канаду – Австралию – Норвегию… Получается, что мы где-то на 7 – 8 % меньше станем получать продуктов. В стране в ближайшее время окажется меньше на 7-8 % подуктов этих пяти групп… Нам говорят, сейчас из Аргентины, из Бразилии, ещё откуда-то пойдёт – но это ещё когда пойдёт! И своих складов у наших производителей тоже нет, где бы лежало и ждало, когда, наконец, появится запрет и их позовут на полки!
Я не читал этого в учебниках, но я считаю, что в рыночной экономике работает такой закон: общая стоимость всего, что есть на прилавках и в подсобках магазинов – постоянная величина. Стало меньше товаров – поднялись цены! И никуда нам от этого не уйти. Значит, будет плюс семь – восемь процентов.
А что, до этого не было ничего?! У нас с начала года – до лета, до июня, по официальной статистике почти на 7% поднялись цены на продовольствие! За 5 месяцев! Для справки – за весь прошлый год – 7,3%, за позапрошлый год – 7, 5 %. В Европе за эти 5 месяцев – рост цен ноль! Сейчас у них цены пойдут вниз по тому же самому закону – потому что продуктов стало больше: раз часть не уехала!
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.