Картинка

Персона грата Что мешает строительству качественных дорог?

17 октября 2014, 10:30

Программу "Персона грата" ведёт Виталий Ушканов.

В октябре в очередной раз на самом высоком уровне обсуждалась исконно русская проблема, как нам обустроить систему автомобильных дорог. Понятно, что без этого все масштабные планы по освоению российских территорий останутся пустыми обещаниями. Давайте же разберёмся, что нам мешает строить действительно качественные дороги. Почему даже увеличение финансирования не всегда приводит к нужным результатам.

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Екатерина Решетова - желанная персона в студии "Радио России".

Всегда встаёт вопрос по поводу качества дорог. Я не могу вспомнить, кто проводил это исследование, но качество российских дорог по семибалльной шкале было оценено в 2,3 балла, то есть совсем плохо. Можно ли доверять таким оценкам западных экспертов? С чем это может быть связано? Может быть, у нас технологии отстают, не докладываем нужных компонентов в асфальт, может быть, и не асфальт нужно укладывать, а какой-то другой материал, который будет более долговечным, чем привычный для нас асфальт?

Е. Решетова: Этот вопрос можно разбить на несколько составляющих. Действительно дороги у нас низкого качества. Я говорю про всю дорожную сеть России. Действительно существуют реконструированные участки, где качество достаточно хорошее.

Важную роль играют используемые строительные материалы. К сожалению, на всей Русской равнине нет гранитного щебня, и ближайший завоз идёт из Корелии. Когда мы говорим о строительстве дорог на Дальнем Востоке или в Сибири дорог, то плечо доставки ещё больше.

А без гранитного щебня никак?

Е. Решетова: Можно построить с использованием известкового, но дорога будет соответствующего качества. Большинство проектов проходят предварительную государственную экспертизу. Даже если какие-то инновационные материалы закладываются в проект, то это очень часто увеличивает стоимость строительства. Цель государственной экспертизы – максимально сократить стоимость строительства, поэтому, естественно, какие-то современные технологии исключаются и остаются традиционные. В соответствии с этим приходится экономить на качестве и технологиях.

У российских подрядчиков отсутствует стимул к созданию качественной автомобильной дороги, потому что строительством занимается одна организация, а эксплуатирует другая. За рубежом существуют такие контракты, при которых одна и та же организация сначала строит дорогу, а потом она весь жизненный цикл её эксплуатируют.

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.

Персона грата. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация