Олег Ефремов
Смотрим
В подкастах
В видео
В aудио
Биография
Основатель театра "Современник" Олег Николаевич Ефремов - выдающийся российский актер, режиссер, педагог, театральный деятель. Народный артист СССР, лауреат трех Госпремий СССР и двух Госпремий России, Герой социалистического труда. С 1970 года возглавлял МХАТ, а затем МХТ им. Чехова. На протяжении полувека преподавал актерское мастерство в Школе-студии МХАТ.
Олег Ефремов родился в Москве в знаменитых арбатских переулках и дворах. Вместе с родителями он жил в огромной коммуналке. В школьные годы занимался в драмкружке при Доме пионеров.
В театральные круги Олега ввел приятель Александр Калужский - внук знаменитого мхатовца Василия Лужского. Еще одним другом детства был Сергей Шиловский, сын Елены Сергеевны Булгаковой. В доме писателя Булгакова в Нащокинском переулке Ефремов бывал часто.
В 1945 году поступил в Школу-студию МХАТ, где в тот год конкурс был 500 человек на место.
Театр
После окончания Школы-студии в труппу МХАТа Ефремова не взяли. Он поступил на службу в Центральный детский театр (ныне РАМТ). Дебютировал в роли Володи Чернышева в спектакле "Ее друзья" (1949) по первой пьесе драматурга Виктора Розова. С 1949 года по 1956 год Ефремов сыграл более 20 ролей. Там же дебютировал как режиссер постановкой водевиля "Димка-невидимка" (1955).
Режиссер Анатолий Эфрос, ставивший тогда в Центральном детском театре спектакль "В добрый час!", вспоминал о репетициях с Ефремовым: "Как многие талантливые люди, он с трудом принимал чужие творческие предложения. Во время постановки пьесы "В добрый час!" мы иногда спорили все четыре репетиционных часа. Остальные актеры, так и не начав репетировать, уходили домой, а когда возвращались вечером на спектакль, заставали нас стоящими в той же позе и продолжающими спор".
Современник
В 1956 году Олег Ефремов организовал "Студию молодых актеров" (впоследствии Московский театр "Современник") и стал художественным руководителем театра. Актеры под руководством Олега Ефремова противопоставляли себя закостеневшему "главному театру страны" и ставили молодых драматургов и писателей - Виктора Розова, Александра Володина, Евгения Шварца, Константина Симонова, Василия Аксенова. Олег Ефремов говорил, что "искусство театра современно по своей сущности, потому что сегодня оно происходит - вот сию секунду - его нельзя зафиксировать никаким образом. Это тогда уже будет другое искусство".
На сцене "Современника" играл в спектаклях "Вечно живые", "Назначение", "Никто". Драматург Яков Варшавский писал, что в игре Ефремова "есть та внутренняя техника, которая позволяет актеру быть красноречивым и до конца понятным даже там, где автор намеренно делает его немногословным".
Среди режиссерских работ Олега Николаевича в "Современнике": "Пять вечеров" Александра Володина, "Сирано де Бержерак" Эдмонда Ростана, трилогия "Декабристы" Леонида Зорина, "Народовольцы" Александра Свободина, "Большевики" Михаила Шатрова, "Традиционный сбор" Виктора Розова, "Голый король" Шварца.
Актриса Людмила Иванова вспоминала о работе Ефремова: "Он так подробно работал над всеми сценами, над всеми образами, не допуская ни секунды фальши. Он говорил, что все мысли актера читаются зрителем, и нужно, чтобы эти мысли были. Важны не слова, а то, что человек думает, чем живет. Ефремов учил нас действовать страстно, защищать свои убеждения".
МХАТ
В 1970 году Ефремов стал главным режиссером МХАТ. Он серьезно взялся за реформирование Художественного театра, стараясь возвратить его к традиции русской психологической школы.
Под крышей театра стали собираться талантливые актеры: пришли некоторые "современниковцы". Олег Николаевич пригласил Андрея Попова, Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Татьяну Доронину.
После разделения труппы в 1987 году Олег Николаевич стал главным режиссером сцены МХАТа в Камергерском переулке (с 1989 года – МХАТ имени А.П.Чехова).
За тридцать лет в Художественном театре он поставил более 40 спектаклей и сам сыграл в 14 из них.
На сцене МХАТа Ефремов возобновил легендарные "Три сестры" В. И. Немировича-Данченко, поставил "Иванова", "Чайку", "Вишневый сад", "Дядю Ваню", в котором сам сыграл Астрова.
Следуя мхатовским традициям, ставил и Максима Горького.
Олег Ефремов приглашал в театр талантливых режиссеров: Анатолия Эфроса, Льва Додина, Каму Гинкаса, Марка Розовского, Анатолия Васильева, Романа Виктюка.
Коллеги об Олеге Ефремове
"Я навсегда сохраню, кроме своего почти детского восхищения талантом, обаянием и щедростью Олега Николаевича, огромную благодарность ему за ту помощь и доверие, что он оказал мне - совсем еще молодому режиссеру, пожалуй, в самые трудные годы моей жизни. Впрочем, думаю не я один, многие молодые не стали бы теми зрелыми и так зрелыми, если бы не помощь Олега Николаевича", - вспоминал режиссер Лев Додин.
"Ему вообще был интересен театр. Он, один из немногих, ходил и смотрел спектакли в Москве. Ходят на чужие постановки не все... Это специфика профессии. Но Ефремов - всегда ходил и смотрел", - рассказывал об Олеге Николаевиче режиссер Кама Гинкас.
"Театр - вся его жизнь, - сказал актер Вячеслав Невинный, которого связывали с Ефремовым почти 40 лет творческой и личной дружбы. - Главное, к чему стремился Олег Николаевич, - чтобы на сцене был живой человек, а не фигляр, изображающий жизнь, чтобы в театре царила жизнь человеческого духа, как завещал великий Станиславский, верным и неотступным поклонником которого до конца своих дней был сам Ефремов".
Галина Волчек, вспоминая Ефремова, говорила, что "Олег собрал нас ради единственной идеи: заниматься театром психологическим — таким, в котором будет нерв, мысль, душа. Разумеется, в формах самых различных, но при непременном условии: чтобы за формой не потерялось содержание. И настолько зажег этой идеей, такой мощный дал нам старт, так вдохновленно верил в нас и столь безжалостно был требователен, что этого заряда хватает до сих пор".
"Олег Николаевич обладал каким-то непостижимым магнетизмом, гипнотическим влиянием на людей, причем не только в профессии, но и в жизни. Его обожали все женщины, а все мужчины старались ему подражать… Я даже старался достать тот же одеколон, которым пользовался Олег", - признавался актер Михаил Козаков.
Олег Табаков дал Ефремову такое определение: "Он, как богатырь из мифологии, лбом своим пробил чугунно-поролоновую стену эпохи развитого социализма и сделал этот театр".
Кино
В кино Олег Ефремов снимался часто и много, сыграв около 70 ролей, самые известные из которых: "Первый эшелон", "Шли солдаты", "Мама вышла замуж", "Звонят, откройте дверь", "Батальоны просят огня", "Гори, гори, моя звезда", "Война и мир", "Случай с Полыниным", "Еще раз про любовь", "Инспектор ГАИ" и другие.
В двухсерийном фильме Александра Столпера "Живые и мертвые" Олег Ефремов сыграл танкиста Иванова, которому принадлежит знаменитая фраза: "На моей фамилии вся Россия держится".
В картине Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" Олег Ефремов и Татьяна Доронина рассказали пронзительную историю несостоявшейся любви деревенской женщины и столичного таксиста. Режиссер фильма вспоминала о работе с Ефремовым: "Я ему сказала: "Я так рада, что ты у меня будешь сниматься. По крайней мере, мне теперь будет с кем советоваться". А он: "Вот уж этого от меня не жди. Как только я влезаю в шкуру актера, я совершеннейший ноль как режиссер".
В 1966 году на экраны вышла трагикомедия Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля", моментально ставшая хитом. Олег Ефремов сыграл следователя Максима Подберезовика, истинная страсть которого - система Станиславского.
Наставник
С 1949 года Олег Ефремов преподавал мастерство актера в Школе-студии МХАТ, выпустил несколько актерских и режиссерских курсов, был профессором и заведующим кафедрой мастерства актера.
Личная жизнь
Олег Николаевич был несколько раз женат. Его первой женой стала актриса Лилия Толмачева.
Второй брак был с актрисой и журналисткой Ириной Мазурук. У них родилась дочь Анастасия.
Третья жена Ефремова - актриса, профессор Школы-студии МХАТ Алла Покровская. Их сын - Михаил Ефремов - популярный актер театра и кино.
Болезнь и смерть
В последние месяцы жизни Олег Николаевич серьезно болел: у него обострилось давнее заболевание легких, и он мог дышать только с помощью кислородного аппарата. Однако Ефремов не жаловался и продолжал работать – руководил МХАТом, репетировал.
О последних днях режиссера вспоминала писательница Людмила Петрушевская: "То, что он умирает, знали все вокруг. Он молчал, никогда, ни единым словом не выдал себя, не пожаловался. При нем даже стыдно было говорить о собственных болезнях. Олег Николаевич поддерживал свое существование, дыша кислородом через постоянно укрепленные трубочки - легкие работали неважно. Всюду с ним был этот аппарат, агрегат, соединенный с бедными, почти неживыми органами дыхания. Как этот человек существовал, непонятно. Постоянные боли в ноге, которую давно грозились ему ампутировать, затем язвы в кишечнике".
Он умер в Москве, в своей квартире на Тверской улице, 24 мая 2000 года. Великому режиссеру и человеку было 72 года. В день прощания к зданию в Камергерском переулке из-за моря цветов невозможно было подойти. 31 мая Олег Ефремов был похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой К. С. Станиславского.
Память
В Москве, на доме, где жил актер (ул. Тверская, 9), установлена мемориальная доска.
В честь Олега Николаевича Ефремова назван астероид, открытый в Крымской астрофизической обсерватории 26 августа 1987 года.
Звания и награды
- Народный артист СССР (1976)
- Герой Социалистического Труда (1987)
- Лауреат Государственной премии СССР (1969, 1974, 1983), госпремии России (1998, 2004 посмертно), премии мэрии Москвы (1999), премии "Золотая маска" (1976, 1998), премии "Хрустальная Турандот" (1997), премии "Золотой Овен" (1997), премии "Человек года" Русского биографического института (1998)
- Награжден орденами Ленина (1987), Трудового Красного Знамени (1977), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1997), орденом Дружбы народов (1993), медалями.
По материалам сайтов КиноПоиск, kino-teatr.ru, АиФ, РИА "Новости", Википедии, сайта МХТ.
Умер 24 мая 2000 года.
Фильмография: Актер
- Чехов и Ко (1998), сериал
- Сочинение ко Дню Победы (1998)
- Ах, зачем эта ночь... (1997)
- Ширли-мырли (1995)
- Страсти по Анжелике (1993)
- И возвращается ветер (1991)
- Шапка (1990)
- Неприкаянный (1989)
- Полет птицы (1988)
- Первая встреча - последняя встреча (1987)
- От зарплаты до зарплаты (1986)
- Тайна снежной королевы (1986)
- Батальоны просят огня (1985)
- Осторожно - Василек! (1985)
- Снегурочку вызывали? (1985)
- Продлись, продлись, очарованье... (1984)
- Чужая жена и муж под кроватью (1984)
- Среди тысячи дорог (1983)
- Было у отца три сына (1982)
- Инспектор ГАИ (1982)
- Шофер на один рейс (1982)
- Штормовое предупреждение (1981)
- Государственная граница (1980-1988)
- Мнимый больной (1980)
- Однажды двадцать лет спустя (1980)
- Активная зона (1979)
- Поэма о крыльях (1979)
- Когда я стану великаном (1978)
- Комиссия по расследованию (1978)
- Последний шанс (1978)
- Враги (1977)
- Рудин (1977)
- Золотая мина (1977)
- Дни хирурга Мишкина (1976)
- Обыкновенная Арктика (1976)
- Петр Мартынович и годы большой жизни (1976)
- Там, за горизонтом (1976)
- Москва, любовь моя (1974)
- Открытая книга (1973)
- Город на Кавказе (1972)
- За все в ответе (1972)
- Здравствуй и прощай (1972)
- Ты и я (1972)
- Человек на своем месте (1972)
- Ты и я (1971)
- Бег (1970)
- Случай с Полыниным (1970)
- Штрихи к портрету (1970)
- Гори, гори, моя звезда (1969)
- Король-олень (1969)
- Мама вышла замуж (1969)
- Пять дней отдыха (1969)
- Свой (1969)
- Только три ночи (1969)
- Еще раз про любовь (1968)
- Прямая линия (1968)
- Айболит-66 (1967)
- Дорога горящего фургона (1967)
- Спасите утопающего (1967)
- Три тополя на Плющихе (1967)
- Штрихи к портрету (1967)
- Берегись автомобиля (1966)
- Война и мир (1965)
- Звонят, откройте дверь (1965)
- Строится мост (1965)
- Вызываем огонь на себя (1964)
- Живые и мертвые (1963)
- Сотрудник ЧК (1963)
- Мой младший брат (1962)
- Академик из Аскании (1961)
- Командировка (1961)
- Любушка (1961)
- Испытательный срок (1960)
- Трудное счастье (1958)
- Шли солдаты (1958)
- Рассказы о Ленине (1957)
- Рядом с нами (1957)
- Смерть Пазухина (1957)
- Тугой узел (1956)
- Первый эшелон (1955)
Фильмография: Режиссер
- Строится мост (1965)
- Старый Новый год (1980)