Служебный вход Олег Ефремов и театральная Москва
Персоны
Культурный
обозреватель Григорий Заславский беседовал об Олеге Ефремове с
критиком Риммой Кречетовой в программе "Служебный вход"
на радио "Вести ФМ".
Заславский: В студии Григорий Заславский,
здравствуйте. И сегодняшний "Служебный вход" мне показалось
совершенно справедливым посвятить Олегу Николаевичу Ефремову. Вышел новый номер
журнала "Вопросы театра", и в нем опубликована статья замечательного
критика Риммы Павловны Кречетовой, целиком посвященная Ефремову. И вообще эта
статья, она выглядит как заявка на книгу. И я рад приветствовать снова в этой
студии Римму Кречетову. Римма Павловна, здравствуйте.
Кречетова:
Здравствуйте.
Заславский:
Вы написали про Ефремова, и, вы знаете, чем мне показалась замечательной эта
статья? Ведь театральный критик, он лет через 15 после того как начинает
заниматься вот этим своим странным занятием с удивлением обнаруживает для себя,
что он уже не просто критик, а он уже становится историком театра. И в вашей
судьбе это уже не первый случай, когда вы, начав писать про Театр на Таганке, в
какой-то момент становились не просто быто жизнеописателем, а действительно
серьезным историком этих важнейших для русского театра организмов театральных.
И вот сейчас то, что вы пишите о Ефремове, это взгляд, совершенно лишенный
какой-то вот такой вот сиюминутности. Вы сумели взглянуть на Олега Николаевича
Ефремова, на этого выдающегося человека, абсолютно как бы отказавшись, если
можно так сказать, от возможности "а, я помню, как он мне, улыбнувшись,
сказал..." Вообще это важно, как вы считаете, для критика вот совсем в
какой-то момент отстраниться от личных впечатлений, которые в каких-то случаях
наоборот, да, какая-то сплетня, какая-то анекдотическая деталь и байка вдруг
становятся невероятно важными для подкрепления своей какой-то вполне вроде бы серьезной
и театроведческой мысли?
Кречетова:
Мне кажется, что важно всё. Важно, когда нужно и когда есть возможность. Эта же
сама действительность дает возможность отстраниться и увидеть какие-то более
крупные процессы, явления, личности или не дает, а все мельтешится. И в то же
время нужно, наверное, уметь и передавать какие-то моменты, какие-то пустяки,
потому что личность иногда сказывается в пустяках. И поэтому и то, и другое
важно. И можно путать жанры. Писать можно как угодно, но вот важно, чтобы то, о
чем ты пишешь, было тебе близко, чтобы ты выступал не как историк какого-то
процесса, на который тебе наплевать, а как историк, который прожил этот
процесс. Вот в ситуации критика это так, он проживает процесс, он не в
библиотеке его вычитывает, это его жизнь. Поэтому тут совсем другие отношения.
Заславский:
Скажите, вот про Ефремова, это верные ощущения, что из этого сложится книжка,
или нет?
Кречетова:
Ну, честно говоря, нет. Потому что как раз "Современник" был для меня
менее таким театром ближайшего доступа, а мое все время было у Эфроса и на
Таганке. Просто у меня не хватало уже, я его очень любила,
"Современник", я ходила на спектакли, но войти в его жизнь вот
репетиционную, такую у меня не получилось. Потому что когда я увлеклась, ну
увлеклась - не то слово, это было такое событие в нашей театральной жизни,
когда появилась Таганка, и она как бы оттеснила для меня все прочее, и я на
репетициях там сидела бесконечно, у Эфроса бесконечно. То есть вот легендарные
спектакли, они как бы прошли для меня еще и вот как путь к ним режиссерский.
Ефремова я в таком качестве не знаю. Я бы очень хотела написать о нем, но у
меня нет вот такого личного к нему доступа. Поэтому нет, книжки не будет.
Полностью слушайте в аудиоверсии.