Служебный вход «Учеников не надо воспитывать, их надо любить». Уроки Владимира Андреева
Персоны
Памяти актера, народного артиста СССР Владимира Андреева. Как проявлялась вера в российскую психологическую школу, которую Андреев передал своим ученикам. Какие фразы поражали и навсегда врезались в память?
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И сегодняшнюю передачу мы решили посвятить памяти Народного артиста СССР, президента драматического театра имени Ермоловой, многолетнего, несколькодесятилетнего заведующего кафедрой актерского мастерства ГИТИСа. И я приветствую в этой студии тех людей, которые много лет работали с Владимиром Алексеевичем Андреевым и в театре, и в ГИТИСе. Это Ольга Дмитриевна Якушкина – почетный профессор ГИТИСа, преподаватель кафедры мастерства актера и мастер. Здравствуйте, Ольга Дмитриевна.
ЯКУШКИНА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Это народный артист России Алексей Игоревич Шейнин. Здравствуйте.
ШЕЙНИН: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: И Борис Морисович Миронов – заслуженный артист России, актер Театра Ермоловой.
МИРОНОВ: Здравствуйте, добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Здравствуйте. Ну, вот я не знаю, какие тут вопросы можно задавать. Тем не менее, первые и какие-то важные уроки Андреева, которые он вам давал и которые вам, скажем так, помогают в профессии или в жизни, в работе. Что, получив и услышав такой вопрос, о чем вы можете рассказать?
ШЕЙНИН: Срок 50 лет рядом с ним, наверное, это рекорд сегодня среди нас. С 70-го года, когда он стал главным режиссером Театра имени Марии Николаевны Ермоловой, он меня пригласил в театр, мне было 22,5 года. И когда вдруг по телефону мне звонит мой любимый артист и говорит: "Лешенька, мне надо с тобой посоветоваться", я чуть не подпрыгивал на стуле: о чем со мной советоваться вообще? И вот так до недавнего времени, все 50 лет вместе. Чему я у него научился? Во-первых, жизни, отношению к женщине, святому отношению к театру, любви к ученикам. Потому что учеников не надо воспитывать, их надо любить, как и детей. Самое главное его качество было – это вера. Он был глубоко верующий человек, хотя, может быть, не бегал каждый день в храм. Он верил, и это его держало и спасало, верил в людей, верил в дружбу, был замечательным другом и творил добро. Вот и всё. …
ЗАСЛАВСКИЙ: Ольга Дмитриевна?
ЯКУШКИНА: Я стала работать с Владимиром Алексеевичем, когда он уже был ну не очень молодым человеком, и это было, наверное, в 90-е годы, я пришла к нему на курс. И если вот отвечать на вопрос, чему он меня научил, он научил меня многому. И прежде всего, наверное, умению видеть в работе других людей хорошее. Он потрясающе вел, мне кажется, нашу кафедру. Во-первых, вел он ее как очень большой артист и артист, верящий в психологическую русскую школу. И когда он последнее время приходил к нам, уже очень плохо себя чувствовал, к нашим студентам, он говорил иногда о смерти. И сказал такую фразу, что он бы хотел, чтобы на его могиле было написано: "Русский актер". И вот эту веру в необыкновенную глубину русского актера он, мне кажется, на нашей кафедре и вкладывал, и хотелось бы, чтобы это направление как бы сохранилось. …
МИРОНОВ: Что касается того, чему научил. У меня такое умозаключение: мне казалось, что ребенок начинает понимать своего отца тогда, когда доживает до того возраста, в котором этого отца помнит. У меня вот с моим папой так произошло, я совершенно его не понимал. Я помню, когда ему было 40 лет. И я, когда дожил до 40-ка лет, я стал понимать мотивы его поступков и мотивы, почему он так со мной разговаривал. То же самое у меня произошло с Владимиром Алексеевичем. Собственно, мне сейчас столько лет, сколько ему было, когда я поступил на курс...
Слушайте в аудиофайле!