Служебный вход «В русском мюзикле я был первым, и очень этим горжусь»
Персоны
75-летие композитора Александра Журбина и его юбилейный фестиваль в условиях пандемии. Как маэстро относится к тому, что его называют «дедушкой русского мюзикла»? О чем мечтает каждый композитор?
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я рад приветствовать наших радиослушателей и представить сегодняшнего гостя. Мы говорим сегодня в связи с юбилеем замечательного, выдающегося классика, композитора Александра Журбина о его книге, которая вот только-только вышла и скоро будет презентована, и о юбилейном, уже пятом по счету фестивале. Здравствуйте, дорогой, глубокоуважаемый, вызывающий во мне, естественно, поклонение, уважение и все прочее, Александр Борисович.
ЖУРБИН: Здравствуйте, Григорий. Спасибо, что позвали. И я очень тронут таким пышным представлением.
ЗАСЛАВСКИЙ: Скажите, пожалуйста, а вот как бы вы хотели, чтобы вас называли? Вот, например, "дедушка русского мюзикла" – это справедливо, но приятно ли? Вы знаете, как это: ну неприятно, это верное, да, но не знаю… Это справедливо и приятно или нет? Насколько вы готовы к тому, что вас будут называть так, поскольку это несколько сужает то, чем вы занимались на протяжении долгой творческой жизни?
ЖУРБИН: Конечно, и это неизбежно. И почти у каждого композитора и вообще творца в любом жанре есть некое, так сказать, такое эмблематическое произведение, с которым он иногда вот с юности, а иногда там со средних лет, но он, как печать на нем стоит, и всюду, куда бы он ни пришел, всегда говорят. Вот про меня, куда бы я ни пришел, и даже сюда вот я пришел, вы мне сказали: вот это пришел автор "Орфея и Эвридики". Хотя "Орфею и Эвридике" уже 45 лет, это огромный срок! За это время сменились государства, названия, там люди умерли, люди новые родились, да? А это все вот существует и существует. И, конечно, ну "дедушка русского мюзикла" и даже "русской рок-оперы", так сказать, так говорят – это мне нравится, ну потому что это факт, вот от которого никуда не уйдешь. Действительно я первым написал произведение в этом жанре, и хотя на этот счет до сих пор ведутся дискуссии: а первый ли я был. И, например, Саша Градский мне регулярно там при встрече говорит: "Старик, а все-таки я первый написал рок-оперу. Вот ты в 75-м году написал, я в 73-м написал". Я говорю: "А что же ты написал?" Он говорит: "Я написал такую рок-оперу "Муха-Цокотуха". Я говорю: "Ну, здорово. А кто ее поставил?" Он говорит: "Никто". "Ну, так считай, что ты и не написал. Мало ли, чего ты там написал и у себя в тумбочке держишь". Так что я был первый, и я этим горжусь.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, "Орфей и Эвридика" – это далеко не единственное известное произведение. Потому что большое количество мюзиклов и опер ваших, они и были поставлены, и идут. То есть вы, вот в отличие от Александра Градского, не можете сказать, что вот это вот я там писал, это в стол, в стол, в стол… И это еще, наверное, потому, что довольно так счастливо совпало, что вы не только композитор очень хороший как минимум, но и то, что вы никогда не стеснялись заниматься тем, чем в принципе во всем мире должны заниматься специальные люди. Но, к сожалению, в СССР, да и, к сожалению, в России тоже такого рода агенты или продюсеры, которые занимаются, собственно говоря, продвижением, они отсутствовали. Скажите, много ли времени вы отняли из-за этого у творчества?
ЖУРБИН: Это довольно сложный и большой вопрос, да. Потому что действительно, ну вообще-то говоря, я так вот, как бы анализируя своих предшественников, если можно так сказать, в общем, каждый великий композитор, там я не знаю – Моцарт, Бетховен или кто хотите, Прокофьев, Стравинский, он был и продюсером хорошим. Иначе бы о нем никто не услышал. Вот они все умели договариваться там с оркестрами, с дирижерами, с театрами. Это целая работа. Посмотрите, Вагнер написал такое количество писем своим там издателям и всяким театральным продюсерам. Это работа целая, и без этого человеку, работающему в театре, просто никак нельзя...
Слушайте в аудиофайле!