Премьера в Театре на Таганке – спектакль "Молодость всё простит"
Премьера в Театре на Таганке – спектакль "Молодость всё простит" поставил режиссер Александр Карпушин. В основе – роман Алексея Иванова "Общага-на-крови". Мрачную притчу о студентах, которые живут в общежитии нелегально и каждый чем-то за это платит, на сцену переносили не раз. О новой постановке – Яна Музыка.
Спектакль начинается с провокации. После первых же слов артиста – в зале раздался возглас ужаса. Но уже через пару фраз становится понятно, что скорбная речь – черный юмор. Зрители начинают хохотать. Довольно нервно. Ведь первый акт играют на закрытом занавесе из фольги.
Студенческое общежитие – не только место действия. Общага – это модель мира. В оформлении сцены создатели спектакля использовали образ зеркала. Он не нуждается в объяснении, уверен режиссёр Александр Карпушин, и вспоминает пословицу: на зеркало неча принять, коли рожа крива.
В первом акте зеркальный занавес, во втором всё сценическое пространство становится зеркалом. Из зала зрители смотрят на зрительный зал. Спектакль "Молодость всё простит" основан на романе Алексей Иванова "Общага-на-крови". Это очень жесткая история, в которой присутствует физическое и сексуальное насилие, самоубийство и зависимости. При этом режиссёр уверен, жизнь этой провинциальной общаги касается каждого.
"Потому что мы каждый день предаем людей. Мы убиваем их словом или еще чем-то. Потому что мы каждый день не слышим людей рядом с нами и не хотим их услышать. Потому что мы каждый день думаем о себе, а не о людях рядом с нами. Потому что мы закрылись сами от своей боли и её транслируем. Вот как не стать этим окончательным эгоистом и не подчинить всё только себе", – говорит режиссёр Александр Карпушин.
Здесь все находят себе оправдания, даже совершая страшные поступки. Виноват всегда кто-то другой, себя оправдывают даже тираны. Актер Никита Лучихин по законам психологического театра должен быть адвокатом своему герою.
"Как артисту, играющему эту роль, мне его жалко. Жалко, потому что он одинок беспросветно и у него нет стремления поменяться, это, наверное, самое страшное в жизни, когда человек для себя закончился. То есть они все для себя закончились", – считает актёр Никита Лучихин.
Где грань между заботой о других и болезненной тревожностью? Как отличить сопереживание от потребности иметь кого-то рядом? В какой момент здоровый инстинкт прислушиваться к мнению других перерастает в зависимость от одобрения?
"Самая опасная и неприятная вещь в человеческий взаимоотношениях, что когда тебе сделали больно, ты начинаешь мстить. А вот это очень опасная вещь, в которой ты теряешь себя, теряешь свою человечность. И начинаешь делать больно другим людям, оправдывая себя тем, что мне же сделали больно, значит и я могу", – отмечает актёр Никита Лучихин Александра Хованская.
Зрители узнают предысторию всех героев, которые совершают зло. Так что понятно, почему это происходит. Но остается вопрос, как же выйти из этого круга.