"Хрустальный мир" Ольги Победовой можно увидеть в залах РАХ
"Хрустальный мир" можно увидеть в залах Российской академии художеств. На выставке к юбилею Ольги Победовой представлены работы из стекла, выполненные в уникальной технике. Художница называет свои произведения "архитектонами". Экспозицию осмотрела Юлия Кундрюкова.
Она входит в зал уже с цветами, и не хватает рук, чтобы принимать ещё и ещё. Всю жизнь – на высоких каблуках, с ясным взглядом и жгучим интересом ко всему, что делает. Ольга Победова – одна из тех, кто начинал в нашей стране работать с оптическим стеклом как с материалом для художественных объектов. За вдохновением мастер никуда далеко не ходит, оно – всегда рядом.
"Когда что-то интересное увижу, или музыка подходящая зазвучит, всё это переливается потом в образы, которые уже хочется сделать", – рассказала заслуженный художник России Ольга Победова.
Оптическое искусство, или как его еще называют оп-арт – находится на стыке декоративно-прикладного и монументального. Выпуклые и вогнутые формы шлифованного стекла, отражения и свет играют с восприятием зрителя. Эти объекты могут поднять настроение, успокоить и даже вылечить. В этом не раз убеждалась художница Ольга Победова. А для того, чтобы создать такую композицию, нужен идеальный тандем художника со стекольным мастером.
В советские годы такие прозрачные скульптуры делали на стекольных заводах. Сейчас на производствах уже нет настолько подготовленных мастеров. Сокращения и оптимизация привели к тому, что художникам по стеклу всё сложнее воплощать свои задумки. Но Ольга Победова не сдается: она продолжает обрабатывать оставшиеся стеклянные формы холодным способом – шлифует их и создаёт отражения, в которых можно заблудиться как в зазеркалье.
Ольга Победова: "Меня в стекле завораживает игра спектров, которая там появляется в определенных ситуациях. При правильно направленном свете – такие радуги там замечательные".
"Стеклянный дракон", "Пасхальная неделя", "Московские сумерки"... В основе каждой композиции – одна из трех классических форм: куб, шар и пирамида. Все они превращаются в знакомые образы храмов, колоколен или даже космического аппарата. Объекты из стекла советских художников всегда отличались от того, что делали их коллеги в Европе и Америке. В этом уверена художница Любовь Савельева, которая тоже работала со стеклом.
"Мы работали по-своему, понимаете? Так, как мы чувствовали. Чем отличается наше стекло: человек больше берет отсюда и отражает в своём стекле. А стекло же – это что? Это – прозрачность", – поделилась народный художник России Любовь Савельева.
Кстати, такая прозрачность – это особенность именно оптического стекла – чистого, без единого дефекта. Если во время плавки начнется кипение, то неизбежно появляются пузыри. Но даже такой дефект в руках художника становится особым украшением.