Выставка "Путь к зеленой палочке" – в Государственном музее Льва Толстого
"Путь к зеленой палочке" проложили в Государственном музее Льва Толстого. Название выставки отсылает к детству писателя, но сама экспозиция посвящена последней трети его жизни – времени сложных духовных исканий. Евгений Краков продолжит.
Толстой конца девятнадцатого века. За плечами юношеский кутеж, приключения, дуэли и войны, мировая слава. Немолодой, умудренный жизнью классик больше никому ничего не доказывает, остаётся наедине со своими мыслями, пишет самые личные и откровенные тексты. Именно этот, поздний период жизни Толстого и освещает выставка.
"Она направлена на то, чтобы рассказать о творческом и личностном росте Толстого в эти сложные годы", – сказал генеральный директор Государственного музея Л. Н. Толстого Владимир Толстой.
Большую часть экспозиции занимает графика, особенно иллюстрации к "Воскресению", последнему роману классика. Собирая материал, художник Леонид Пастернак не опирался на слухи, а делал эскизы с натуры – посещал тюрьмы, суды и притоны. Здесь же – раритетные издания Толстого – как прижизненные, так и посмертные. Но главные экспонаты – исходные тексты трактатов "В чем моя вера?" и "Исповедь", с правками автора. Представители церкви сочли эти работы настолько антиклерикальными, что пытались заставить писателя отречься от изложенных идей. А когда получили отказ, полиция стала изымать весь тираж, и трактаты начали издавать подпольно. Сам Толстой потом говорил, что в итоге из-за всего этого шума тексты разошлись большим тиражом, чем если бы их издали официально. Работы полны поиска и метания, это воплощение сложной и противоречивой природы классика.
"Он был живой человек, он тоже совершал какие-то ошибки, которые свойственны всему живому. И чтобы люди не видели в нем идеолога и пропагандиста, а видели в нем великого, и при этом живого человека", – рассказала куратор выставки Александра Мустонина.
Открытие выставки сопроводил иммерсивный спектакль. Одну половина текста скроили из заметок журналистов, которые следили за новостями в последние дни жизни Толстого, А другая половина соткана из его детских воспоминаний.
"Это все ведет к тем идеалам – тем идеям, концепциям, которые в нем заложены с детства. То есть правда, искать правду, попробовать примирить людей, и этот гуманизм", – отметил режиссер Иван Судаков.
В детстве брат Николенька рассказал Толстому о "муравейном братстве" – вымышленном тайном обществе, борющемся за счастье для всех людей. Якобы, члены братства написали на зелёной палочке секрет, который может уничтожить все зло этого мира. И с самого детства до последних дней во Льве Николаевиче теплилась идея найти ту самую зеленую палочку.