От первого лица Мария Ревякина: "Золотая Маска" - праздник для всей театральной России

10 апреля 2015, 12:30

Интерес к театру, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, сохраняется. И то, что иногда можно услышать, что люди стали равнодушными к прекрасному,  - неправда. А в формате фестиваля и национальной премии "Золотая Маска" появились некоторые подробности, которые позволят нашим слушателям не только в Москве и Петербурге, но и других городах страны  увидеть прекрасные театральные постановки. И разговор с Марией Ревякиной,  генеральным директором российской национальной театральной премии "Золотая Маска" и фестиваля с одноимённым названием.мы начнём с нескольких слов о собственно "Золотой Маске"...

Мария РЕВЯКИНА:  Прежде всего, это очень красивая сама по себе "Золотая Маска", которую придумал и разработал известнейший театральный художник Олег Шейнцис. Фестиваль "Золотая маска" был учреждён в 1993 году Союзом театральных деятелей. Это была идея Михаила Александровича Ульянова и ещё нескольких человек, в том числе Владимира Георгиевича Урина, нынешнего директора Большого театра. Вот такая пришла к ним идея – сделать фестиваль, который мог бы объединить театральную Россию. Вначале он касался Москвы, но после того, как он прошёл в Москве, наши коллеги приняли решение, что это должен быть праздник для всей театральной России. И это, конечно, было очень правильное решение.

Собственно, сам принцип был таким: профессионалы – профессионалам. Он таким и остался. То есть, в экспертных советах премии – театральные критики, театральные журналисты и музыковеды. Это люди, которые ищут спектакли, смотрят их, формируют афишу. Они объединены в два экспертных совета – по музыке и по драме. Они год работают, весь театральный сезон, а к октябрю формируют афишу из огромного количества просмотренных спектаклей. Потом с января-февраля, - это зависит от того, какие мы площадки выбираем, уже два состава жюри – драматическое и музыкальное – отсматривают эти спектакли и уже из номинантов выбирают лауреатов. В апреле (в этом году она будет 18 апреля)  проходит церемония закрытия и вручения премий.

Что касается количества спектаклей, то с каждым годом оно увеличивается. Я имею в виду  спектакли, что отсматривают эксперты. В этом году они посмотрели более шестисот спектаклей. Конечно, это очень много. Огромная работа, тяжкий труд, потому что нужно летать, ездить, смотреть.

Из такого большого количества в этом году отобрано 56 спектаклей, они попали в афишу. Но при этом у нас было новшество. Заключается оно в том, что мы сначала публикуем long list – список  спектаклей, которые были наиболее интересны и ярки за весь театральный сезон. Вот таких набралось сто восемьдесят.  И из этого лонг-листа появился шорт-лист, состоящий из пятидесяти шести спектаклей. Теперь уже работает жюри. Тоже не лёгкая работа - выбрать из 15 режиссёров лучшего, потому что в любом случае это будет, так или иначе, компромиссное решение...

- Театр, как, впрочем, и литература, и всё остальное, – субъективная вещь...

Мария РЕВЯКИНА:  Конечно, всё это субъективно. Но когда собираются 9-12 субъективных личностей, они все равно приходят к какой-то афише. Понятно, что у них разные пристрастия, различные вкусы, разный уровень подхода к спектаклям, но, тем не менее, они спектакли отбирают, причём, отбирают открытым голосованием. Они очень много спорят, иногда много раз переголосовывают в финале, но все равно приходят к формированию афиши.

- Думаю, не мешало бы назвать несколько имён тех, кто определяет судьбу и лучших режиссёров, и лучших постановок...

Мария РЕВЯКИНА: : Они у нас меняются каждый год. У нас ротация.

- Но есть же какой-то председатель?

Мария РЕВЯКИНА:  Нет, они тоже все меняются. У нас экспертные советы ротируются. Я могу назвать только председателей экспертных советов, которые сейчас работают, они начали с осени. Это Александр Вислов – председатель драматического экспертного совета, и Екатерина Бирюкова – председатель музыкального экспертного совета. Но каждый год в соответствии с положением...

- А в жюри кто входит?

Мария РЕВЯКИНА:  Что касается жюри этого года, то председателем драматического жюри является Анатолий Миронович Смелянский, а музыкальное жюри возглавляет Андрейс Жагарс.

- Интересная вещь появилась в этом году – "Золотая маска" в кино".

Мария РЕВЯКИНА:  Да. У нас есть ряд проектов. Потому что всё-таки конкурс – это основной стержень фестиваля, но с течением времени вокруг самого фестиваля появилось много проекты, которые мы придумали вместе с нашими экспертами. И у нас практически у всех программ есть кураторы-эксперты.

Прежде всего, это внеконкурсная программа, которая уже несколько лет идёт. Мы начинаем фестиваль внеконкурсной программой. Вот и сейчас очень интересные спектакли есть, их осталось не так много, порядка 30 из самых разных городов, которые тоже были отобраны экспертами. Во внеконкурсной программе есть разделы: "Этнический театр", "Новый театр", "Молодая режиссура" или "Молодые люди, которые ставят спектакли". И вообще представлены совершенно разные, даже маленькие города – Кудымкар, Глазов. Якутия, Хакасия – оттуда тоже есть замечательные спектакли, которые отобраны экспертами и которые сейчас идут.

Есть ещё такой проект, как "Детский уикенд". Мы стараемся набирать детские спектакли по России, так как всё-таки спрос на детские спектакли большой, а спектаклей мало хороших. И вот мы уже второй год осуществляем этот проект. Это тоже до основного фестиваля.

Затем основной фестиваль, образовательная программа, она у нас уже не первый год. Вот сейчас Институт театра работает, Институт театральной критики, балетной критики, где обучают молодых ребят. Во-первых, мы даём всем возможность ходить на спектакли, писать рецензии, учим, как писать рецензии, объясняем, что такое балет. Аня Гордеева ведёт этот класс. Очень много записываются, но, к сожалению, мы не можем много набирать...

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация