Сергей Стиллавин и его друзья Будист.ру
Персоны
С.СТИЛЛАВИН: Друзья мои, итак, рубрика «Как заработать миллион», рубрика, в которой мы вселяем в наших слушателей и в себя самих, естественно, тоже надежду. Хотя надежду на то, что удастся заработать быстро и безболезненно, я имею в виду ФСИН, миллион рублей, ну, конечно, эта надежда с каждым новым выпуском этой рубрики тает, потому что люди, которые приходят к нам в эту рубрику, как правило, молодые, а наша молодость скрылась уже далеко за горизонтом. И сегодня у нас в студии Грачик Аджамян. Грачик, брат, сними, пожалуйста, наушники, они тебе будут мешать, потому что ты будешь слушать свой голос, он тебе понравится, ты закайфуешь и просто свалишься на пол в экстазе. Грачик, здравствуй, дорогой.
Г.АДЖАМЯН: Привет.
С.СТИЛЛАВИН: Основатель, дальше название бизнеса, Владик, и это очень серьезно. Вот эти переборы, которые вы поставили джазовые, они…
ВЛАДИК: Это джаз-рок.
С.СТИЛЛАВИН: Тем более, джаз-рок, мы с роком всю жизнь боролись, а теперь и тем более, и с джаз-роком будем. Основатель социального будильника Budist.ru.
Т.КЕРБИ: А вы знаете, что это уже есть?
С.СТИЛЛАВИН: Вы как собираетесь с Далай-ламой договориться?
Г.АДЖАМЯН: Это мы уже.
С.СТИЛЛАВИН: По условиям нашей программы мы, конечно, отгрузим тебе рекламы, это понятно.
Г.АДЖАМЯН: Так.
С.СТИЛЛАВИН: Что значит так, доставай.
ВЛАДИК: Это не «Поле чудес», чтобы говорить «так».
С.СТИЛЛАВИН: Да, да, это не та рубрика, правильно Владик говорит, это не «Поле чудес», здесь нельзя так ставить вопрос. Поговорим сначала о тебе, как о создателе, хорошо?
Г.АДЖАМЯН: Конечно.
С.СТИЛЛАВИН: Но говорить должен ты, в этом проблема. Я просто не знаю, я бы поговорил, мне не составит проблемы, это моя работа. Но, тем не менее, сколько тебе лет сейчас?
Г.АДЖАМЯН: 31.
С.СТИЛЛАВИН: 31, значит, уже есть, что рассказать, правильно?
Г.АДЖАМЯН: Да.
С.СТИЛЛАВИН: Где ты родился?
Г.АДЖАМЯН: Я родился в Армении в городе Спитак, где землетрясение было в 1988.
С.СТИЛЛАВИН: Мы помним.
Г.АДЖАМЯН: Ну, вот я прямо оттуда.
С.СТИЛЛАВИН: А что ты после школы, куда поступил учиться?
Г.АДЖАМЯН: Я поступил в институт электроники и математики, но у меня с 16 лет был бизнес, поэтому я как-то так…
С.СТИЛЛАВИН: Уже в 16? Расскажи нам о своем первом бизнесе. И кто тебя надоумил, кто тебя, сынок, научил этому?
Г.АДЖАМЯН: Меня надоумило увольнение. Я устроился в компанию, где работал мой брат, две недели работал там, меня уволили через две недели.
С.СТИЛЛАВИН: За что? Ты воровал микросхемы?
Г.АДЖАМЯН: Нет, не успел. Слушайте, я…
С.СТИЛЛАВИН: А ты честно говори.
Г.АДЖАМЯН: Там была такая история нехорошая. Ну, там была любовница у генерального директора.
С.СТИЛЛАВИН: Так, так, отлично, и она положила глаз на тебя?
Г.АДЖАМЯН: Да нет, мне было 16. Она сказала: «Что за дети у тебя в офисе бегают?» И он меня уволил.
С.СТИЛЛАВИН: Просто из-за того, что ты был мальчишкой?
Г.АДЖАМЯН: Да.
С.СТИЛЛАВИН: Как ее звали эту любовницу?
Г.АДЖАМЯН: Я не помню.
С.СТИЛЛАВИН: Ну, примерно? Давай, Клара.
Г.АДЖАМЯН: Ну, пусть Оксана. Хотя Клара тоже прикольно.
ВЛАДИК: Роксолана.
С.СТИЛЛАВИН: Она была черноволосая или блондинка?
Г.АДЖАМЯН: Пока что интуиция работает, давай продолжим.
С.СТИЛЛАВИН: Сейчас, сейчас, и такая, наверное, фактурная достаточно, да?
Г.АДЖАМЯН: Не в моем вкусе.
С.СТИЛЛАВИН: А ты как-то попался неудобно ей, что ли, на глаза? Или просто она бесилась, потому что они иногда бесятся, ты знаешь?
Г.АДЖАМЯН: Ну, что рассказать. Ну, дело было в том, что две недели, меня уволили.
С.СТИЛЛАВИН: А чем ты там занимался в этой фирме?
Г.АДЖАМЯН: Я был помощником системного администратора, ну, бегал, переустанавливал Windows, вот такого плана.
С.СТИЛЛАВИН: Я, честно говоря, когда вижу системных администраторов, понимаю, что каждому из них нужен действительно помощник.
Г.АДЖАМЯН: Да. По-моему, у нас не было системного администратора, там был только помощник.
С.СТИЛЛАВИН: Был помощник, да? И тебя уволили?
Г.АДЖАМЯН: Да.
С.СТИЛЛАВИН: Сколько тебе тогда обещали платить за твою работу? Ну, примерно, в сегодняшнем понимании?
Г.АДЖАМЯН: Ну, что-нибудь типа 6 тысяч рублей в месяц.
С.СТИЛЛАВИН: Да, и все равно уволили.
Г.АДЖАМЯН: И через две недели уволили и заплатили типа ничего.
С.СТИЛЛАВИН: А ты соображал в компьютерах?
Г.АДЖАМЯН: Ну, да, мне очень нравилось.
С.СТИЛЛАВИН: А в каком возрасте ты…
Г.АДЖАМЯН: Я мечтал, я туда пошел, потому что я мечтал работать в этой сфере, занимался самообразованием все время, сидел дома, что-то учился, делал.
С.СТИЛЛАВИН: Ну, со скольких лет ты увлекся этим?
Г.АДЖАМЯН: С 14.
С.СТИЛЛАВИН: А кто тебя к компьютерам привел?
Г.АДЖАМЯН: Ну, это прямо вот само, то есть мне безумно было интересно, ну, само. То есть я в детстве на кнопочки…
С.СТИЛЛАВИН: Ни девчонки, ни Роксолана, да?
Г.АДЖАМЯН: Нет, это пришло позже.
Т.КЕРБИ: Ну, их можно отнести, как к компьютерам.
С.СТИЛЛАВИН: Там тоже можно на некоторые кнопочки нажимать.
Г.АДЖАМЯН: Да, это правда. Я тогда-то не знал.
С.СТИЛЛАВИН: Женщины, как компьютер, там все достаточно понятно, но иногда бывает сбой. Грачик, хорошо, тебя выгнали, правильно, из-за конфликта с любовницей начальника и что ты стал делать?
Г.АДЖАМЯН: Ну, мой брат сказал: «Я тоже уйду, потому что это несправедливо, и нам уже никто не нужен, мы взрослые, сильные, умные, ты опытный».
С.СТИЛЛАВИН: А сколько лет брату, насколько он старше?
Г.АДЖАМЯН: На два года старше, ему было 18, мне 16. Он говорит: «Мы сделаем свой бизнес, сделаем принципы, изначально поставим в основу компании, чтобы не было такого рода вещей, чтобы была справедливость, честность, все работали, достигали». Ну, вот на такой волне решили.
С.СТИЛЛАВИН: Дорогие друзья, если вас вдруг как-то несправедливо, нечестно выгнали из компании Budist.ru, где у Грачика любовница, вы напишите нам, мы тогда выведем его на чистую воду. Вдруг он нарушил свои собственные принципы. Сейчас будем следить за твоими принципами. Ты знаешь, что СМИ это такая история, это четвертая власть.
Г.АДЖАМЯН: Да, я понял, куда попал.
С.СТИЛЛАВИН: Грачик, ну, хорошо. Знаешь, что такое «давай бизнесом заниматься»? Мне сразу вспоминается фильм «Брат», где Сухоруков говорит: «Поедем в Москву, будем бизнесом заниматься», ну, и представляется только одно, что у кого-нибудь что-нибудь отнимать при помощи волына. А что значит бизнесом?
Г.АДЖАМЯН: Ну, я обожал сайты, интернет, программирование, вот это все, и мы решили, что будем создавать сайты.
С.СТИЛЛАВИН: А какие языки ты знал уже тогда в программировании? В чем ты это делал?
Г.АДЖАМЯН: HTML, JavaScript.
С.СТИЛЛАВИН: JavaScript?
Г.АДЖАМЯН: Да.
С.СТИЛЛАВИН: Это все ты знаешь?
Г.АДЖАМЯН: Ну, знал, тогда знал.
С.СТИЛЛАВИН: Ну, хорошо, а брат твой решил это все продавать?
Г.АДЖАМЯН: Он, как менеджер, он учился в Плехановской академии, а я был такой типа технарь.
С.СТИЛЛАВИН: Это какого года события?
Г.АДЖАМЯН: 2002.
С.СТИЛЛАВИН: Кто были ваши клиенты?
Г.АДЖАМЯН: Их не было. Мы пошли, мы начали ходить на выставки и говорили: «Закажите у нас сайт». Люди смотрели - дети какие-то. «А что вы сделали, покажите, что вы сделали?» Мы говорим: «Мы пока ничего не сделали, вы закажите, мы сделаем».
Т.КЕРБИ: Общая схема.
Г.АДЖАМЯН: Да, и это был не самый эффективный метод, нам все отказывали.
С.СТИЛЛАВИН: Сколько вы хотели тогда за сайт?
Г.АДЖАМЯН: Да нам надо было хоть что-то, ну, то есть можно было бесплатно, нам просто никто не доверял. То есть вопрос был не в деньгах.
С.СТИЛЛАВИН: А как вам доверять?
Г.АДЖАМЯН: Первый сайт мы, по-моему, все-таки сделали и сделали за 200 долларов.
С.СТИЛЛАВИН: Это был какой-то ресурс непотребный?
Г.АДЖАМЯН: Нет, знаете, нормальные обычные компании были, типа кейтеринговая компания, вот такого плана. Заказали, мы сделали. Потом уже была работа с портфолио, мы сделали, еще легче стало, и с каждым новым сайтом было проще искать клиентов, ну, и уровень клиентов рос как бы.
С.СТИЛЛАВИН: Сколько у тебя занимало времени создание сайта?
Г.АДЖАМЯН: Ну, очень зависит, я думаю, от пары недель до полугода, смотря какой.
С.СТИЛЛАВИН: Полгода можно корпеть над этим на 200 долларов, да?
Г.АДЖАМЯН: Конечно. Дело же не только в объеме работы, но и в том, что есть процесс согласования, много субъективного, люди говорили: «Мне не нравится», ну, и пошло.
С.СТИЛЛАВИН: Да, да. Так, ну, хорошо, вот ты поднаторел, правильно?
Г.АДЖАМЯН: Да, мы получили, ну, эта компания просуществовала, я параллельно уходил работать в другие компании, потому что хотел набираться опыта. Ну, то есть я понимал, что я начал ребенком, а как надо делать компанию непонятно, и поэтому я уходил куда-то.
С.СТИЛЛАВИН: А брат тебя обманывал, скажи? У тебя есть ощущение, что вот он уже на «Поршаке» гоняет, а ты все еще просто за еду работаешь, как вы делили бабки, расскажи?
Г.АДЖАМЯН: Да нет, у нас никогда не было таких вопросов, мы очень близкие были всегда.
С.СТИЛЛАВИН: Правда?
Г.АДЖАМЯН: Да. И он ушел очень рано, его позвали в компанию его мечты, он ушел туда работать, и компания осталась на мне. И это классное событие с точки зрения роста, потому что, ну, тебе 16 и на тебе бизнес, и надо что-то делать самому. Ну, это очень сильно развивает. Так что его не было, девять лет его не было, на десятый год он вернулся, и мы продолжили вместе и закрыли компанию.
С.СТИЛЛАВИН: Как вернулся. Ну, каких высот ты добился для себя лично, будучи единоличным владельцем и хозяином этого бизнеса?
Г.АДЖАМЯН: Каких высот, ну, мы сделали компанию, она работала, мы зарабатывали какие-то деньги, у нас были хорошие клиенты.
С.СТИЛЛАВИН: Ты нанимал людей со стороны?
Г.АДЖАМЯН: Конечно. Я уже был, там через пару лет был офис, уже люди сидели в офисе, работали. Ну, то есть все было более-менее серьезно.
С.СТИЛЛАВИН: Как параллельно личная жизнь развивалась? Ты думал всегда о Роксолане?
Г.АДЖАМЯН: Я всегда был очень увлечен делами, то есть личная жизнь это было что-то такое в перерывах.
С.СТИЛЛАВИН: В перерывах. Хорошо, и вот через девять лет твой брат вернулся…
Г.АДЖАМЯН: Ну, вот эти 9 лет, они были очень как бы наполнены сутью, то есть там произошло много всего, мы сделали много работ и звали куда-то, в какие-то интересные места. В 2008 году, в 2007 я очень увлекался соцсетями, это вот только-только созревало, и была первая соцсеть в России «Мой Круг» называлась, ее купил Яндекс, и я был большим поклонником этой соцсети, мне очень нравилось. И в 2007 году меня пригласили руководить этой сетью в Яндексе, и это было какое-то невероятное предложение. Хоть я уже не собирался ни на кого работать, но я сломался.
С.СТИЛЛАВИН: Брат, ну, а что значит руководить социальной сетью? Вот нам, обывателям, то есть типа лохам, дурачкам, кажется, что там все как-то по-честному, ты пишешь, тебе пишут.
ВЛАДИК: Сервак работает, да и все.
С.СТИЛЛАВИН: Да, и все. Что там делать, что там делает руководитель?
Г.АДЖАМЯН: Ну, как, ее же нужно развивать.
С.СТИЛЛАВИН: Как?
Г.АДЖАМЯН: Как развивать?
С.СТИЛЛАВИН: Да, как развивать то, что уже и так само собой развивается?
Г.АДЖАМЯН: Так, оно никогда не само собой. Ну, и всегда есть, куда расти. Ну, зависит от стадии. Иногда это стадия, когда технические проблемы, иногда это стадия, что нужно продуктово. То есть главный вызов это продуктово, какие следующие новые возможности должны появиться в продукте, чтобы люди проводили там еще больше времени. На самом деле, один показатель есть главный, это «retention».
С.СТИЛЛАВИН: Ну-ка, Тим, что такое «retention»?
Т.КЕРБИ: Столько держится, столько людей остаются.
Г.АДЖАМЯН: Да, то есть человек пришел, зарегистрировался и твоя цель сделать так, чтобы он не удалил приложение или сайт.
С.СТИЛЛАВИН: А от чего это зависит, как ты понял, когда управлял этой штукой?
Г.АДЖАМЯН: От чего зависит «retention»? Очень сильно зависит от продукта, ну, то есть для соцсетей это одно, для нефтяного бизнеса и его B2B -клиентов это другое. Ну, главным образом, это…
С.СТИЛЛАВИН: А вот в социальной сети, какие, ты понял, есть фишки, которые заставляют человека дольше там быть?
Г.АДЖАМЯН: Социальные сети это социальные связи.
С.СТИЛЛАВИН: Мне кажется, опять же, с моей обывательской точки зрения это контингент.
Г.АДЖАМЯН: Нет, смотрите, то есть мы же все разные, вот мы живем в разных концах света, у нас разное окружение, мы разным занимаемся, и всех надо удержать, очень разные. Любой человек должен быть в социальной сети. Главное, что есть, это социальные связи. То есть здесь такая штука «социальный граф», это твоя связанность с другими пользователями. И Facebook, например, у себя обнаружил такое, «магическое число» они это зовут, 10. Что это такое?
С.СТИЛЛАВИН: Магическое число 10.
Т.КЕРБИ: У нас 10 пальцев, все совпадает.
С.СТИЛЛАВИН: А у него 20, не совпадает.
Г.АДЖАМЯН: Что такое 10. 10 - это количество друзей, которые у тебя должны быть в Facebook, которые каждый день пишут хотя бы одно сообщение у себя на «стенку».
С.СТИЛЛАВИН: Это кто так решил-то? Цукерберг?
Г.АДЖАМЯН: Это Facebook посчитал. Они обнаружили, что, если у тебя есть 10 друзей, которые каждый день пишут, то ты оттуда уже с вероятностью больше 95 процентов не уйдешь.
С.СТИЛЛАВИН: А как сделать так, чтобы эти 10 появились?
Г.АДЖАМЯН: Вот, тебе нужно научиться сделать так, чтобы он захотел добавлять, ему удобно было искать, чтобы ты мог предположить, кто мог быть его другом и показать ему лицо этого человека, показать кнопку «Добавить в друзья». И вот такие решения, чтобы заставить его приобрести 10 друзей.
С.СТИЛЛАВИН: Слушай, а какие алгоритмы действительно в социальной сети подбирают тех людей, которые, возможно, тебе знакомы и могут быть твоими друзьями? Что за технология?
Г.АДЖАМЯН: Есть несколько подходов, но главный из них это через общих друзей. То есть у тебя есть общие друзья и у меня есть общие друзья, и они совпадают. Потенциально мы знаем друг друга, если мы знаем одних и тех же людей.
С.СТИЛЛАВИН: И все это машина думает и работает ради того, чтобы однажды впарить нам рекламу, которая нам придется ко двору?
Г.АДЖАМЯН: В основном, да, в основном. Хотя я крайне негативно отношусь к рекламе.
С.СТИЛЛАВИН: А как жить, брат, кто башляет тогда, если не реклама?
Г.АДЖАМЯН: Нужно искать более элегантные способы зарабатывать деньги.
С.СТИЛЛАВИН: Да?
Г.АДЖАМЯН: Ну, конечно.
С.СТИЛЛАВИН: То есть соцсети могут быть свободны от рекламы?
Г.АДЖАМЯН: Ну, тот же Facebook, когда они только искали модели монетизации, они нашли очень интересный подход.
С.СТИЛЛАВИН: Например?
Г.АДЖАМЯН: У них огромное количество пользователей, которые одновременно в сети, и они начали делать платные соцопросы, которые могут дать безумное количество результатов за очень короткое время.
С.СТИЛЛАВИН: То есть, репрезентативная группа.
Г.АДЖАМЯН: Ну, скажем, некий бренд хочет сделать, не буду называть бренд…
С.СТИЛЛАВИН: Ну, исследование.
Г.АДЖАМЯН: Хочет сделать напиток новый со вкусом апельсина, и он не знает, пойдет, не пойдет, и он говорит - показать 100 тысячам девушек от 19 до 21 года, которые живут в Москве и увлекаются волейболом, показать вот этот напиток со вкусом апельсина, и посмотреть, они нажмут, что хочу или не нажмут.
С.СТИЛЛАВИН: Слушай, единственное, что вот эти вещи дают для интернета, мне кажется, не знаю, как в Facebook, но, в целом, интернет дает очень часто проколы, потому что людям очень часто хочется выглядеть круче, чем они есть на самом деле. И вот просто из автомобильной области пример, выпустили в свое время новый Civic компания Honda, провели исследование, какой цвет будет самый крутой, и сделали цвет Metallic Lime, вот этот ярко-зеленый. По результатам продаж это просто нулевые продажи. В интернете все говорят: «Ёлки, это офигительная машина, мы хотим ее купить». В реальности в дилерский центр, это было еще до 2014 года, ее никто не приходил покупать, потому что людям хочется быть лучше, чем они есть на самом деле, и высказывать мнение, которое как бы должен высказывать человек, который круче, чем есть на самом деле. В этом есть большая проблема. Но насчет девчонок, которые играют в волейбол, и им 18 лет, это я согласен. Итак, друзья мои, проездом в нашей летней студии на Триумфальной площади Грачик Аджамян, проездом из Калифорнии, основатель социального будильника Budist.ru. Мы пока еще не подошли к этой теме. Пока что мы выяснили, что социальные сети, они считают, что мы все должны быть в социальных сетях.
Г.АДЖАМЯН: Это правда. Они так считают.
С.СТИЛЛАВИН: Это напоминает мне, как будто сотрудники…
Т.КЕРБИ: Иллюминаты тоже считают.
С.СТИЛЛАВИН: Нет, как будто сотрудники ФСИН считают, что мы все должны быть в их учреждениях. И это звучит. Но они так не считают.
Г.АДЖАМЯН: Многие из нас хотят, чтобы пользовались его услугами.
С.СТИЛЛАВИН: Грачик, хорошо, итак, предыстория твоя понятна в общих чертах. Вы закрыли контору, которая занималась проектированием сайтов, правильно?
Г.АДЖАМЯН: Да.
С.СТИЛЛАВИН: С братом. И вот теперь к новой истории, к нынешней, благодаря которой ты у нас сегодня в гостях. Откуда растут ноги, в чем идея?
Г.АДЖАМЯН: Идея была в том, что я не мог просыпаться по утрам, я засыпал плохо.
С.СТИЛЛАВИН: Наркотики, алкоголь?
Г.АДЖАМЯН: Работа, какие там. Ну, я учился на дневном в институте электроники и математики, работал full-time в Яндексе, и одновременно у меня был свой бизнес. Я не спал по ночам по очевидным причинам.
С.СТИЛЛАВИН: Когда же ты спал-то?
Г.АДЖАМЯН: Ну, как получалось.
С.СТИЛЛАВИН: Никогда.
Т.КЕРБИ: На работе.
Г.АДЖАМЯН: Никогда. Когда ты молодой, это легко. Ну, и я не мог просыпаться. Я заметил, что, когда мне звонят по утрам какие-то незнакомые люди, со мной разговаривают, то это меня будит, а будильники меня не будят. Просто, потому что когда с тобой говорят, тебе приходится включить мозги, отвечая на вопрос.
С.СТИЛЛАВИН: А ты говорил во сне?
Г.АДЖАМЯН: Да нет, все было по-настоящему, судя по тому, что я сижу у вас здесь. Ну, вот такая идея возникла, что есть люди…
С.СТИЛЛАВИН: В каком году это произошло?
Г.АДЖАМЯН: Эта идея пришла давным-давно, году в 2005. А в 2011 я решил, почему бы не сделать такой эксперимент, чтобы люди друг друга будили, это было бы интересно и полезно, и все бы легче просыпались по утрам с хорошим настроением. Ну, мы сделали. Эта штука как-то…
С.СТИЛЛАВИН: Погоди, погоди, как сделали. А как это соответственно сделать? Как технологически это сделать?
Г.АДЖАМЯН: Ну, идея была такая, будет сайт…
С.СТИЛЛАВИН: Кто-то, ведь получается, должен встать раньше, чтобы разбудить другого?
Г.АДЖАМЯН: Конечно, да, часовых поясов много, и поэтому ты можешь соединять людей из разных часовых поясов, и они все время могут быть, кто-то, у кого вечер сейчас, может будить того, у кого утро.
С.СТИЛЛАВИН: Брат, тогда вообще вопрос, как по-американски, там перевод неприличный, кого, так сказать, это волнует, вот мне вечером будить какого-то хмыря на Ямайке, например? И потом я не знаю английского языка. Ну, к примеру, не знаю. Погоди, брат, ты так сразу не перескакивай. В чем идея того, чтобы люди во всем этом участвовали?
Г.АДЖАМЯН: Зачем им это нужно?
С.СТИЛЛАВИН: Да.
Г.АДЖАМЯН: Это был главный вопрос, на который, когда я рассказывал про идею, мне говорили: «Ну, ты дурачок».
С.СТИЛЛАВИН: Не у всех же такие проблемы, как у тебя, просыпаться под голос.
Г.АДЖАМЯН: Кто же такое будет делать. Я говорил: будут. Ну, это вопрос веры и интуиции. Мы просто сделали, экспериментально запустили, посмотрели, как оно, вообще будет кто-то пользоваться или нет.
С.СТИЛЛАВИН: Как это устроено было технически?
Г.АДЖАМЯН: Это был сайт, я заходил на сайт, указывал номер телефона.
С.СТИЛЛАВИН: Свой?
Г.АДЖАМЯН: Своего и время, когда тебе надо проснуться. Система никому не показывала твой телефон. Был номер телефона, на который можно было позвонить в любое время дня и ночи.
С.СТИЛЛАВИН: А как же межгород, это же дорого?
Г.АДЖАМЯН: Это все мы оплачивали за свой счет.
С.СТИЛЛАВИН: Сами?
Г.АДЖАМЯН: Да. Это были сумасшедшие деньги. Ну, то есть, когда это стало популярным, мы сливали туда миллионы.
С.СТИЛЛАВИН: А чего, не было IP-телефонии, погоди?
Г.АДЖАМЯН: Все недоразвитое было. И мы не умели, мы же делали эксперимент, чтобы узнать, кому-то надо, в принципе, такое или нет.
С.СТИЛЛАВИН: А, это был эксперимент.
Г.АДЖАМЯН: Это вопрос вообще о подходе.
С.СТИЛЛАВИН: Сколько вы потратили на межгород денег?
ВЛАДИК: На эксперимент?
Г.АДЖАМЯН: Не знаю, много. Ну, то есть это сотни тысяч долларов
С.СТИЛЛАВИН: Сотни тысяч долларов. Ребята, на эти деньги можно открыть было универмаг шаурмы в 15 этажей высотой.
Т.КЕРБИ: Вы пропустили шанс на шаурму. Как вы это сделали?
Г.АДЖАМЯН: Да, мы до сих пор жалеем.
С.СТИЛЛАВИН: Погоди, брат, ты понимаешь, что ты потерял сотни тысяч. Как сотни тысяч? Реально?
Г.АДЖАМЯН: Да нет, я думаю, что там, на самом деле, было больше.
С.СТИЛЛАВИН: Больше денег на межгород.
Т.КЕРБИ: Философский вопрос. Если был доступ к такому количеству денег, почему бы не купить дом и уйти в отставку?
Г.АДЖАМЯН: А зачем дом?
С.СТИЛЛАВИН: Ну, например, сдать его каким-нибудь там рэперам или хмырям?
Г.АДЖАМЯН: Ну, смысл не в том, чтобы дом купить. Ну, у меня нет до сих пор дома, я всегда в путешествиях, и у меня нет задачи куда-то осесть. Есть задача развиваться.
С.СТИЛЛАВИН: Ну, хорошо, ты мог бы останавливаться в номере с двумя туалетами, понимаешь?
Г.АДЖАМЯН: Я думаю, с двумя блондинками.
С.СТИЛЛАВИН: Ну, например. Ну, если ты так относишься к людям, пускай так. Но, тем не менее. Я понимаю, что вы все, вот вчера был день рождения у Брина из Google, я понимаю, что вы все одним миром мазаны, вы все к людям относитесь, как к этим, как к кнопкам каким-то. Для тебя блондинки это кто? Это что не люди, это матери будущие, бабушки. Она могла бы сварить варенье из алычи. Короче, ты давай по-другому нам говори. Итак, вы протратили, спустили в никуда…
Г.АДЖАМЯН: Огромную кучу денег.
С.СТИЛЛАВИН: Сколько времени длился вот этот эксперимент со звонками?
Г.АДЖАМЯН: Ну, это все развивалось, росло. Мы из-за этого закрыли ту компанию, чтобы не отвлекаться больше и заниматься только этим.
С.СТИЛЛАВИН: Какой дорогой эксперимент. Можно было найти вечный двигатель за эти деньги.
Г.АДЖАМЯН: Оно постепенно трансформировалось в какие-то новые формы.
С.СТИЛЛАВИН: От чего вам пришлось отказаться? Что было неправильного? Как вы подправили идею?
Г.АДЖАМЯН: В своем продукте?
С.СТИЛЛАВИН: Да.
Г.АДЖАМЯН: Слушайте, ну, это же каждодневная работа. Ну, то есть мы запустили вообще… Ну, это вообще идет, мне кажется, сейчас я буду говорить самое главное, что можно говорить о предпринимательстве. Это частые маленькие шаги. То есть ты делаешь первую версию очень примитивно. То есть там было, ты указывал номер телефона, и даже не было проверки, смс с кодом, что это твой номер телефона. Ты мог указать номер телефона соседа, и указать 5 утра, ему в 5 утра звонили. И мы это так сделали, потому что было неправильно. Если никто не будет хотеть пользоваться этой услугой, тогда нет и проблем, что ты не подтверждаешь номер телефона. Вот мы сделали, пошла волна, люди начали пользоваться. Но кто-то указывал чужой номер, были жалобы. Мы исправили эту проблему, возникли следующие. Потом мы поняли, что будильник должен быть повторяющимся. Люди хотят поставить по будням в 7 и больше не открывать. Мы сделали вот эту возможность, повторяющийся по будням.
С.СТИЛЛАВИН: Погоди, брат, тут сразу проблема есть. Я о ней тебе скажу. На 100 тысяч не претендую долларов, но хотя бы тыщёночку оставить потом после программы. Потому что есть такая тема, есть большое количество людей, которые вынуждены на ночь отключать звук звонка во избежание случайных каких-то дозвонов. Или случайных, или каких-то, прочая мразота звонит, не спится им. Как можно разбудить по телефону человека, который боится случайных звонков не в 7 утра, когда ему надо, а в 3 ночи, когда ему не надо, вот в этом большая запутка твоего бизнеса.
Г.АДЖАМЯН: Судя по всему, ну, это уже не наш бизнес, мы уже в другом бизнесе. Но пользователей у нас были миллионы, и как оказывается…
С.СТИЛЛАВИН: Из каких стран вот эти люди?
Г.АДЖАМЯН: Ну, сначала была только Россия, потом мы запустили, СНГ пошло, потом мы запустили в Штатах, пошли американцы, и весь мир пошел. Сейчас у нас пользователей…
С.СТИЛЛАВИН: Это как назывался проект?
Г.АДЖАМЯН: Он сначала назывался Budist, а теперь он называется Wakie.
С.СТИЛЛАВИН: Wakie? Как это перевести на русский поэтично?
Т.КЕРБИ: Просыпай-ка.
Г.АДЖАМЯН: Да, это слово, которым мамы будят детей. Но раньше это был военный призыв, то есть командир заходил и орал: «Wakie, wakie!!!» и все должны были встать.
С.СТИЛЛАВИН: Это в специальных каких-то частях, где не спрашивая, не говорили?
Г.АДЖАМЯН: То есть изначально слово возникло вот так, а потом перешло в какую-то бытовую сферу.
С.СТИЛЛАВИН: Так, и вот у вас были миллионы людей. Слушайте, удивительно, но я никогда не слышал ни от кого из знакомых, что кому-то пришло в голову разбудить кого-то на Камчатке, например.
Г.АДЖАМЯН: Это очень интересная эмоциональная штука. То есть ты говоришь с незнакомым человеком, он тебе говорит: «Спасибо огромное».
С.СТИЛЛАВИН: То есть ты, не видя его номер, делаешь ему звонок.
Г.АДЖАМЯН: Да, ты жмешь кнопку «разбудить».
С.СТИЛЛАВИН: Он подходит и подходит, как правило, следующее: «Чего надо?» А ты ему?
Г.АДЖАМЯН: А ты ему поешь песни, стихи читаешь, задаешь вопросы, шутишь. То есть люди очень…
С.СТИЛЛАВИН: И контора оплачивает этот межгород, класс.
Г.АДЖАМЯН: Очень креативно, весело люди будили. Это были миллионы людей, миллионы звонков.
С.СТИЛЛАВИН: А вы контролировали контент? То есть вы записывали звонки?
Г.АДЖАМЯН: Да. Мы записывали звонки, и ты мог после звонка послушать его, и если что-то не так, ты мог пожаловаться на собеседника, мы бы его забанили. И поэтому оставалась только чистая база добрых людей. Это была прямо такая волна доброты примерно.
С.СТИЛЛАВИН: Стерильная. Это какие годы, товарищ?
Г.АДЖАМЯН: Это 2011.
С.СТИЛЛАВИН: И вот все это было?
Г.АДЖАМЯН: Да. Оно, на самом деле, все еще есть.
С.СТИЛЛАВИН: Ну-ка, Тим, ребят, если вас когда-нибудь будили таким образом, нам расскажите, Тим будет контролировать ваши сообщения. Потому что, а вдруг Грачик является сказочником, и вообще ничего этого никогда не было, и он просто сейчас пиарится втемную. Грачик, хорошо, вот вы обкатывали эту историю, ты стал нищим, правильно?
Г.АДЖАМЯН: Конечно. Я по-прежнему там.
С.СТИЛЛАВИН: Ты по-прежнему нищий и без двух блондинок в одном номере, это я понял. Значит, соответственно следующий шаг. Что дальше?
Г.АДЖАМЯН: Ну, вот был момент, когда мы поняли, что нужно делать это не в России.
С.СТИЛЛАВИН: То есть, почему это?
Г.АДЖАМЯН: То есть был момент, когда мы поняли, что нужно такого рода проект, уникальный, ничего подобного не было в мире, нет смысла запускать из России, потому что тебе нужна аудитория во всем мире.
С.СТИЛЛАВИН: А как же отсутствие билингвальности у большинства населения мира?
Г.АДЖАМЯН: Нет такой проблемы. Ты говоришь с людьми, которые говорят на твоем языке. И поэтому мы начали запускать, то есть ты мог указать языки, на которых ты говоришь, и говорить только на этих языках.
Т.КЕРБИ: Ну, было бы веселее, если бы арабы ругали нас утром.
Г.АДЖАМЯН: Это можно сделать сегодня в Wakie. И арабов, кстати, очень много там, поэтому этого добиться особенно легко.
С.СТИЛЛАВИН: Тут ведь от араба до игиловца один шаг, брат, можно не туда попасть и все, край, перережут.
Г.АДЖАМЯН: Вы нам сразу говорите.
С.СТИЛЛАВИН: Ты объясни мне, как вы вот этот шаг от российского рынка к международному, что произошло?
Г.АДЖАМЯН: Это был непростой шаг. Мы поняли, что, ну, невозможно отсюда делать, потому что в такую штуку нужно привлекать много инвестиций, ну, вы понимаете, то есть та же Facebook, это огромная…
С.СТИЛЛАВИН: То есть, ты сначала потерял сотни тысяч долларов, а потом тебе понадобились инвестиции?
Г.АДЖАМЯН: Нет, это уже были инвестиционные деньги, то есть у нас уже были инвесторы.
С.СТИЛЛАВИН: Это они проиграли эти деньги?
Г.АДЖАМЯН: Это ты создаешь. Ты, как бы человек, который делает, как предприниматель, в любом случае, ты теряешь самое драгоценное, это время свое и усилия, поэтому ты не хочешь это сделать в молоко, потому что чужие деньги. Ну, то есть в любом случае тебе нужен успех. Но денег мы в России подняли больше трех миллионов долларов инвестиций.
С.СТИЛЛАВИН: Так, а что за люди это были, которые жертвовали вам это?
Г.АДЖАМЯН: Инвесторы. Это были и бизнес-ангелы, которые приносили свои личные деньги, и инвестиционные фонды.
С.СТИЛЛАВИН: Скажи им хоть спасибо за это.
Г.АДЖАМЯН: Я им безумно благодарен.
С.СТИЛЛАВИН: Ты от них бегаешь, скрываясь в Калифорнии?
Г.АДЖАМЯН: Нет, нет, я всех сделаю миллиардерами.
С.СТИЛЛАВИН: Всех сделаешь?
Г.АДЖАМЯН: Обязательно.
С.СТИЛЛАВИН: Сделаешь?
Г.АДЖАМЯН: Да.
С.СТИЛЛАВИН: А, еще в будущем?
Г.АДЖАМЯН: Конечно.
С.СТИЛЛАВИН: Ребята, сказочник сейчас на Триумфальной, берите биты, колотушки, приезжайте, берите его, он еще здесь десять минут. Шучу.
Г.АДЖАМЯН: Так, шучу, они уже выехали.
С.СТИЛЛАВИН: Конечно, выехали, так что ты быстрей говори, потому что надо сматываться уже. Грачик, хорошо, ну, что значит выйти на международный рынок? Куда надо ехать?
Г.АДЖАМЯН: Ну, если ты делаешь интернет-проект, то понятно, что Силиконовая долина это такой центр, сердце всего этого дела, и мы решили, что надо ехать.
С.СТИЛЛАВИН: Это не образ?
Г.АДЖАМЯН: Там действительно, там есть один фактор, это умные люди. То есть фантастическая среда, кишащая умными людьми. Все приезжие, ясное дело.
Т.КЕРБИ: Но все либералы. Простите.
Г.АДЖАМЯН: Я аполитичен, поэтому не буду комментировать.
С.СТИЛЛАВИН: И вот ты приезжаешь…
Г.АДЖАМЯН: Да, там какая-то невероятно кишащая среда. В Москве очень много умных людей, но их встретить…
С.СТИЛЛАВИН: Не так сконцентрированы.
Г.АДЖАМЯН: Да, там просто каждый второй фантастически…
С.СТИЛЛАВИН: Везде умные. В любого стреляй, в умного попадешь.
Г.АДЖАМЯН: Да, и потеря для мира.
С.СТИЛЛАВИН: Ну, ты приехал и говоришь: «Ну, здравствуйте, ребята, вот у меня такая идея». А тебе: «Да пошел ты».
Г.АДЖАМЯН: Они говорят: «Ух, ты, как классно». И все, и ты понимаешь, что ты для них не существуешь. Там очень местечковое мышление в «долине», это очень деревенское мышление.
С.СТИЛЛАВИН: То есть, как это не существуешь?
Г.АДЖАМЯН: Они слушают, что ты делаешь, им очень нравится, ну, это так было. Сейчас мы как бы там уже освоились, а вначале они, если ты не живешь там, у тебя нет офиса там, нет пользователей в Америке, то ты какой-то марсианин, который очень прикольный, с которым можно пообщаться, но это не значит, что с тобой можно делать дела.
С.СТИЛЛАВИН: Друзья мои, у нас очень прикольный марсианин Грачик Аджамян в гостях. Соответственно Грачик приехал в Силиконовую долину, все улыбаются, все слушают, но всем пофиг, правильно?
Г.АДЖАМЯН: Да.
С.СТИЛЛАВИН: И что ты сделал? И тогда ты снял там хату.
Г.АДЖАМЯН: Они начали… Да нет, там хат нет. Я снимал самый дешевый мотель, который есть в Пало Альто.
С.СТИЛЛАВИН: Почем самый дешевый?
Г.АДЖАМЯН: Хотите знать?
С.СТИЛЛАВИН: Да.
Г.АДЖАМЯН: 150 долларов в день. Самый дешевый мотель. Это 4,5 тысячи долларов в месяц.
Т.КЕРБИ: Гостиницы в Америке очень дорогие почему-то.
Г.АДЖАМЯН: Приехав туда, ты понимаешь, что ты…
С.СТИЛЛАВИН: Проще трейлер, по-моему, купить.
Г.АДЖАМЯН: Нет, не проще, очень дорого. И ты понимаешь, что ты должен, либо очень эффективно что-то суметь сделать, чтобы удержаться, либо ехать обратно. Ну, то есть не можешь сидеть…
С.СТИЛЛАВИН: Сколько тебе времени потребовалось, чтобы добиться расположения публики из этой деревни?
Г.АДЖАМЯН: У нас не было, другое, у нас не было, что тебе нужна американская компания, тебе нужны американские пользователи и тогда тебя начнут воспринимать. И мы начали работать над тем, чтобы запуститься в Америке и получить какой-то успех, и мы все деньги, которые у нас были, все оставшиеся силы…
С.СТИЛЛАВИН: Все оставшиеся миллиарды.
Г.АДЖАМЯН: Все решили бросить на это. Мы пошли ва-банк. Мы бизнес в России практически остановили.
С.СТИЛЛАВИН: Ну, все, это сколько?
Г.АДЖАМЯН: Что все? Деньги?
С.СТИЛЛАВИН: Бабки.
Г.АДЖАМЯН: Не знаю, ну, то есть…
С.СТИЛЛАВИН: Ну, примерно, порядок?
Т.КЕРБИ: Официально не помню.
Г.АДЖАМЯН: Ну, несколько сотен тысяч долларов денег у нас было на счетах, и нужно было делать там очень много успеха, чтобы там укрепиться, скажем так. То есть ты должен суметь. И мы решили, что мы попробуем, то есть мы здесь все остановим, и бросимся туда и попробуем.
С.СТИЛЛАВИН: То есть ты перестал будить людей в России, мерзавец?
Г.АДЖАМЯН: Мы не перестали, мы это сохранили, но в каком-то очень, ну, то есть перестали развивать, не чинили проблемы, люди жаловались, мы с болью в глазах терпели, игнорировали боль людей и занимались посторонним чем-то.
С.СТИЛЛАВИН: Тим, что пишут про сервис, прочитай нам.
Т.КЕРБИ: «Лучше бы Роксолана будила звонком в дверь». «Сервис не берет мой финский номер». «Доброе утро, меня будили таким образом. Спасибо большое за проект». «Я пользовался из любопытства, реально будили. Перестала пользоваться, потому что надо было платить деньги».
ВЛАДИК: Монетизация.
С.СТИЛЛАВИН: Сколько денег ты хотел содрать с человека, которому надо проснуться?
Г.АДЖАМЯН: Это было в тот момент, когда мы решили, что надо перебираться в Америку, а останавливать здесь не хотелось целиком, мы в какой-то момент поняли, что надо делать платным, и тогда большинство людей просто отвалятся, и это была в каком-то смысле цель. То есть смысл был не в деньгах, а в том, что мы не хотели прямо закрывать. И мы сделали платным. Это, по-моему, стоило вроде 100 или 150 рублей в месяц.
С.СТИЛЛАВИН: Хорошо. Ну, в Штатах в итоге вы запустились.
Г.АДЖАМЯН: Запустились, да, с трудом. Нас Apple не хотел пропускать, наше приложение, очень долго. У нас закончились деньги уже, а мы не могли запуститься, потому что нас не пропускали в Apple Store, и я девять месяцев воевал с Apple, пока они, наконец, пропустили нас, и пошла волна, то есть начали об этом все говорить.
С.СТИЛЛАВИН: Вы это сделали уже на IP-телефонии? То есть никаких вот этих реальных звонков?
Г.АДЖАМЯН: Да, в США уже да, уже IP-телефония, и, конечно же, все сильно дешевле. То есть мы перестали тратить вот эти миллионы, стало немножко полегче.
С.СТИЛЛАВИН: Монетизация для вас, в чем она вот этой истории?
Г.АДЖАМЯН: Сейчас мы, опять же, монетизация цель каких-то следующих шагов. Для начала, делая социальный сервис, ты хочешь, чтобы у тебя были десятки или лучше сотни миллионов пользователей.
С.СТИЛЛАВИН: Сейчас сколько их у тебя?
Г.АДЖАМЯН: Ну, сейчас около трех с чем-то миллионов.
С.СТИЛЛАВИН: Три миллиона человек. География этих людей, это штатовцы?
Г.АДЖАМЯН: Нет, это весь мир, это и США, и Россия, и Таиланд, Саудовская Аравия, Бразилия, Португалия, Италия.
С.СТИЛЛАВИН: И ты отслеживаешь все эти трафики, у тебя есть вся эта статистика?
Г.АДЖАМЯН: Конечно, конечно, статистики очень много.
С.СТИЛЛАВИН: Русских откуда будят, как правило?
Г.АДЖАМЯН: Откуда будят русских? Ну, зависит от того, какие языки знает русский человек. Если он указал английский, его будут на английском будить, ну, то есть, это весь мир. Это очень интересный опыт. Ну, смотрите, то, что мы сейчас делаем, это уже не будильник. То есть будильник у нас все еще там есть, но будильник это какие-то три процента звонков.
С.СТИЛЛАВИН: А что же основное?
Г.АДЖАМЯН: Все остальное это возможность…
С.СТИЛЛАВИН: Основное это секс по телефону, брат? Наконец-то, мы дошли до самой главной монетизации.
Г.АДЖАМЯН: Нет, секс по телефону, нет, но есть темы разговора. То, что мы сделали, это мы дали людям возможность указать, о чем они хотят поговорить, вы выбираете тему и находите собеседника. То есть это поисковик собеседников, который мгновенно где-то в мире находит человека, который разбирается в теме.
С.СТИЛЛАВИН: Человек платит?
Г.АДЖАМЯН: Нет, никто ни за что не платит.
С.СТИЛЛАВИН: И ты просто тупо по IP-телефону, грубо говоря, разговариваешь с каким-то чуваком?
Г.АДЖАМЯН: Да.
С.СТИЛЛАВИН: И топ три темы, которые выбирают пользователи?
Г.АДЖАМЯН: Ну, вот практика языков очень популярна.
С.СТИЛЛАВИН: Ну, давайте, первая - high heels, black stockings and sado-mazo.
Г.АДЖАМЯН: Смотрите, вы говорите, вы живете в России, вы хотите, вы понимаете, что вы учили английский язык, но вы его все время забываете, потому что нет практики. Вы открываете, нажимаете кнопочку…
С.СТИЛЛАВИН: И хочу поговорить с чуваком из…
Т.КЕРБИ: С иностранными извращенцами общаться.
С.СТИЛЛАВИН: Скажи, пожалуйста, пользователи, в основном, по процентам, возраст и пол?
Г.АДЖАМЯН: Средний возраст 26, пол очень сильно зависит от страны. Вот есть страны больше женские и больше мужские.
С.СТИЛЛАВИН: Где женские страны?
Г.АДЖАМЯН: Ну, Марокко, например.
С.СТИЛЛАВИН: Марокко, там женщины.
Г.АДЖАМЯН: Там одни женщины к нашему удивлению.
С.СТИЛЛАВИН: Серьезно? А самая мужская?
Г.АДЖАМЯН: Самая мужская, наверное, Индия.
С.СТИЛЛАВИН: Индия? То есть мы вообще где-то посередине.
Г.АДЖАМЯН: Да, очень мужская страна. У нас все хорошо, у нас женщин чуть больше, чем мужиков.
С.СТИЛЛАВИН: У нас, да?
Г.АДЖАМЯН: Да.
С.СТИЛЛАВИН: Отлично. Ну, и в России топ три темы все-таки, о чем люди заказывают поговорить в России?
Г.АДЖАМЯН: Ну, практика английского суперпопулярная, вторая это путешествия. Ну, я хочу узнать, хочу поехать в Португалию, расскажите мне о стране. И третья это, как ни удивительно, это люди поют друг другу песни.
С.СТИЛЛАВИН: Слушай, ну, к этим надо высылать бригаду сразу, это надо с «03» связать людей.
Г.АДЖАМЯН: Ну, вот сейчас ребята за мной приедут, мы их перенаправим туда.
С.СТИЛЛАВИН: На тех. Слушай, такой бизнес, когда ты планируешь, что он начнет приносить прибыль реально?
Г.АДЖАМЯН: Он уже приносит. Мы делаем кое-какие, вот на практике английского мы делаем платные звонки для тех, кто хочет общаться с носителями английского языка.
С.СТИЛЛАВИН: Ну, то есть поговорить по-английски с жителем Конго бесплатно?
Г.АДЖАМЯН: С Конго не очень, да. Ну, ты как бы говоришь по-английски, тоже практика. Но, если ты хочешь только с носителями, так-то ты не можешь настраивать…
С.СТИЛЛАВИН: Грачик, ты сделал миллион на этом деле? Скажи «да».
Г.АДЖАМЯН: Да.
С.СТИЛЛАВИН: Друзья мои, Грачик Аджамян, основатель социального будильника Budist.ru был у нас в гостях. Грачик, огромное тебе спасибо.
Г.АДЖАМЯН: Спасибо.
С.СТИЛЛАВИН: Беги скорей, вон там двое уже с битами бегут.
Сергей Стиллавин и его друзья. Все выпуски
- Все аудио
- 50 оттенков стильного
- 8 марта
- А вот это попробуйте
- Агентство Недвижимости
- Азбука автохимии
- Битва за мир
- Битва за Сталинград
- Большой тест-драйв
- Брендятина
- В ролях
- В центре внимания
- Великая китайская страна
- Внешний фактор
- ВоваПикчерс
- Война
- Врач народов
- Всероссийская перепись фермеров СВОЁ
- Всё для победы
- Голубая лента
- Госстрой
- Гости съезжались на дачу
- Гость из будущего
- Гражданская война
- Дамасская сталь
- Дело княжны Таракановой
- Династия М
- Дневник его жены
- Докопались
- Достоевский. 200 ФМ
- Древнее Руси: Жизнь до Рюрика
- Дух праздника
- Еда как лекарство
- Женщина. Руководство по эксплуатации
- Жизнь глазами
- Жизнь глазами химика
- За веру за Христа
- Забытые вожди Страны Советов
- Зарядка
- Золото "Чёрного принца"
- И пусть весь хайп подождёт
- Именем революции!
- Имя географическое
- Иностранный отдел
- История и болезни
- История машин
- История тайных обществ
- Итоги года
- Как всё началось
- Как заработать миллион?
- Как русская хозяйка в доме мир наводила