Авторские материалы Канны-2016: манифест свободы от Гарри Бардина и приторная драма от Шона Пенна
Персоны
В Каннах сегодня показывают фильм "Последнее лицо" режиссера Шона Пенна, главные роли в котором исполнили Шарлиз Терон и Хавьер Бардем. Меж тем, накануне состоялась каннская премьера мультфильма Гарри Бардина "Слушая Бетховена". С подробностями с Лазурного берега - кинообозреватель "Вестей FM" Антон Долин.
Конечно, короткометражному мультфильму состязаться с игровыми полнометражными картинами из конкурса не приходится - и "Двухнедельник режиссеров", где представлена новая десятиминутка Гарри Бардина "Слушая Бетховена", считается параллельной, а не основной программой. Что с того? Не во имя патриотизма, а просто из любви к искусству невозможно не увидеть, что эта маленькая, интимная, во всех смыслах неформатная, но все-таки попавшая в Канны работа большого мэтра заслуживает своего особого внимания. Под музыку из 7-й и 9-й симфоний Бетховена Бардин рассказывает простую бессловесную историю противостояния населяющих большой серый город машин и растений, пытающихся пробиться сквозь плиты асфальта. Их вырывают с корнем, давят, стригут, а они все растут и растут: победа слабого над сильным, правого над виноватым, естественного над искусственным - тема этой короткометражки о сути свободы. Об этом Бардин делал мультфильмы всю жизнь, об этом же были его проволочные "Выкрутасы", получившие почти 30 лет назад каннскую "Золотую пальмовую ветвь" в коротком метре.
И уж точно 10 минут мультфильма стоят тех 2 часов 10 минут, которые придется провести сегодня вечером на официальной премьере зрителям конкурсного фильма "Последнее лицо", на который, разумеется, приглашения давно кончились и ожидается аншлаг. Еще бы, ведь снял фильм Шон Пенн, каннский любимец, возглавлявший здесь жюри и показывавший фестивальной публике свои знаменитые режиссерские работы - "Мертвец идет" и "Клятва". Только в этот раз он промахнулся, и неясно, за что "Последнее лицо" взяли в конкурс: чтобы не обидеть хорошего человека или чтобы народ давился на премьере, ради которой по ступеням покрытой красным ковром лестницы Пенн пойдет в компании двух своих исполнителей, не менее звездных и тоже оскароносных, Шарлиз Терон и Хавьера Бардема.
А сам фильм что? Нечто вроде расширенной социальной рекламы, он рассказывает сиропную и неправдоподобную историю любви двух красивых белых людей - в придачу врачей без границ - на Черном континенте и перемежает невыносимо сентиментальные объятия, поцелуи и слезы двух звезд со зрелищем намотанных на камеру кишок анонимной толпы африканских страдальцев. Эксплуататорское, хоть снятое, вероятно, из лучших побуждений, смертоносно старомодное, выспреннее, попросту глупое в своей мелодраматичной помпезности кино может быть принято, только если увидеть в нем признание Шона Пенна в любви прекрасной женщине и исполнительнице главной роли. Говорят, и не такие теряли от этих чувств голову: но все-таки для режиссера подобная потеря непростительна.