Точка зрения В политике военные всегда играют главную роль
Персоны
В гостях у Елены Щедруновой - главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. Ведущая с экспертом обсудили со слушателями радио "Вести ФМ" актуальные политические и экономические темы, волнующие российское общество.
Щедрунова: Начинаем с Египта, с выборов. Сторонники "Братьев мусульман" заявили о победе своего кандидата, и, я так понимаю, что Египет ждет просто гражданская война. Вопрос, что один раз Египет армия спасла от гражданской войны. Я имею в виду год назад, чуть больше. Сейчас спасёт, если что?
Лукьянов: В Египте, конечно, ситуация развивается, наверное, по самому плохому сценарию. Уже стало понятно, когда выяснился состав кандидатов во втором туре, стало понятно, что это принципиальный вопрос, то есть буквально старое против нового. И поляризация, которая, безусловно, присутствует в египетском обществе уже, она была только катализирована. Итог выборов... А ведь выборам в президенты предшествовало решение конституционного суда, который, по сути, распустил парламент, который был выбран в прошлом году, и вот это вообще назвали государственным переворотом. Потому что, действительно, в парламенте, как известно, крупной победы добились партии исламского толка, разные - от умеренных "Братьев мусульман" до гораздо более радикальных салафитов, и по сути дела, вот эту победу отменили. Там под процедурными предлогами. Так что теперь, вообще говоря, получается, что в Египте легитимных органов власти-то нет.
Парламент денонсировали, президентские выборы, ну, официальный результат не объявлен, а неофициально и та и другая сторона утверждает, что победила, худший вариант. Остается Высший военный совет, который, собственно говоря, осуществлял власть и намеревался, предполагал эту власть передать по итогам этих выборов.
Тут я не настолько вовлечен в египетские дела и не настолько за ними слежу, чтобы понять, что за этим всем стоит. Можно строить разные гипотезы, в том числе и такую, что военные приняли решение, что всё, надо остановить этот процесс.
Щедрунова: И власть не передавать.
Лукьянов: И власть не передавать. А для этого, естественно, вот роспуск парламента – это первый шаг, далее непризнание выборов президента под каким-то предлогом. И, в общем, армия, как это, по просьбам трудящихся берет на себя выполнение функций. Беспорядки – вводится чрезвычайное положение, которое в Египте действовало почти 40 лет и было отменено после отставки Мубарака. Ну, и так далее. Возможно, что это не так прям вот линейно придумано, возможно, что это действительно цепь событий, но очевидно только одно, что ничего хорошего в Египте не будет. И конечно, "Братья мусульмане", вообще, исламские силы, они так не сдадутся. Ну, и вообще было бы странно, сколь скоро они свергли диктатуру ради демократии, им эту демократию пообещали, выборы прошли, в общем, корректно. Никто не говорил, что выборы были подтасованными. С президентскими там были уже в первом туре, но всё равно каких-то особых протестов. Более того, результат-то, в общем, довольно правдоподобный. Но с какой стати они должны отдавать эту победу, непонятно. Ну, к сожалению, вспоминается, опять, много раз уже вспоминали этот пример, или аналогию, с Алжиром в начале 90-х годов, когда тоже самое – победили на выборах достаточно корректно на парламентских выборах исламисты, и военное правительство решило, что нет – этого допустить нельзя.
Щедрунова: Я хочу добавить, что военное правительство с молчаливого одобрения западного мира в какой-то степени. Да?
Лукьянов: Ну, конечно. Западный мир.
Щедрунова: Не просто само по себе.
Лукьянов: Ну, 91 год – там, конечно, западный мир отвлёкся, прямо скажем. Там такие события творились...
Щедрунова: Но, тем не менее.
Лукьянов: Конечно. Западный мир, вообще, до прошлого года на Ближнем Востоке очень любил статус-кво. Не надо ничего трогать, там нормально ребята наши сидят, и всё. Сейчас западный мир мечется, и вот, кстати говоря, очень интересно, какова будет реакция, потому что вообще в духе той политики, которую проводят, например, Соединенные Штаты с начала 2011 года, они должны сейчас гневно заклеймить военных.
Полностью слушайте в аудиоверсии.