Картинка

Точка зрения Европа теряет идею единства

17 сентября 2015, 20:05

Персоны

Беженцы в Европе, проблема ИГ, украинский санкционный список. Гости программы "Точка зрения" на радио "Вести ФМ" - президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов и гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, ведущий - Сергей Корнеевский.

Корнеевский: Ситуация с беженцами на европейских границах обостряется. Накануне толпы вынужденных переселенцев штурмовали рубежи Венгрии, сегодня аналогичная ситуация в Хорватии. Один человек погиб, по сообщениям венгерских журналистов. Президент Хорватии распорядился привести в боеготовность армию. Глава Евросовета Дональд Туск тем временем заявил о созыве экстренного саммита лидеров стран Евросоюза. Это будет 23 сентября. На этом фоне примечательны усилия России, направленные на решение проблем Исламского государства. "Нет причин уклоняться от сотрудничества с Сирией", - заявляет наш министр иностранных дел. Россия последовательно выступает за создание коалиции против террористов. И во вторник в Нью-Йорке начала работу 70-я Ассамблея ООН, на ней в конце сентября выступит Владимир Путин. И сегодня стало известно, что более трети государств - членов этой организации выступают за то, чтобы лишить постоянных членов Совбеза возможности использовать право вето в случаях, когда речь идёт о реакции на конфликты с большим количеством жертв. Тем временем на Украине Пётр Порошенко подписал указ о введении санкций, в частности против Москвы, ограничения коснулись 400 граждан и 90 компаний. В чёрные списки попали, кроме того, ещё западные журналисты, это вызвало большой скандал на уровне европейских властей. Списки переписали. Эти и другие темы будем обсуждать с нашими гостями.Корнеевский: Итак, я думаю, нужно начинать с беженцев. Ситуация очень острая. Сегодня, что называется, пролилась кровь. Какой вы можете сделать вывод, к чему, вообще, идут европейские власти? К чему они склоняются, как они смогут решить эту проблему?

Ремизов: Ну, прежде всего, каждый спасается в одиночку, и это становится фактором дезинтеграции Европейского Союза, поскольку не удаётся найти взаимоприемлемое решение для всех членов Евросоюза. И возвращается контроль на границах. Он уже вернулся. Мы не знаем точно, где именно, но точно знаем, что на каких-то участках контроль внутренний, в рамках шенгенской зоны, возвращается. А дальше - больше, потому что, собственно, пересечение границы во многом технический вопрос. А вот гуманитарное законодательство, то есть законодательство в сфере гуманитарной миграции - вот это уже вопрос идеологический. И это и есть, по большому счёту, главное яблоко раздора, потому что проблема не в физической границе, не в стене, не в колючей проволоке, за которую нужно прорваться. Проблема в том, что статус беженца позволяет получить определённые гарантии внутри страны вне зависимости от того, как на её территорию попал тот или иной человек. И в Европе есть политические силы, они не сегодня возникли, которые говорят о необходимости изменения законодательства о гуманитарной миграции. Это касается не только беженцев, это касается права на воссоединение семей. Это касается права политического убежища, порядка его предоставления. Почему эти вопрос не сегодня были поставлены, потому что вообще все последние годы волна эмиграции в Европу носит преимущественно вот этот гуманитарный характер, а не экономический. Потому что миграционное законодательство в экономической сфере ужесточили многие развитые страны европейские довольно давно, а вот эта лазейка с точки зрения гуманитарной миграции она большая, и сегодня пользуются именно ей. Поэтому политически вопрос стоит в том, изменит ли Европа... удастся ли изменить баланс сил, для того чтобы пересмотреть эти правила истории гуманитарной миграции. Но это было бы некой внутриполитической революцией в странах Евросоюза.

Корнеевский: Алексей?

Мухин: Я думаю, что вот эта гуманитарная часть, несмотря на то, что экономическую я бы не сбрасывал со счетов, потому что это всё-таки нагрузка, причём нагрузка, как совершенно справедливо Михаил сказал, без такого экономического содержания. Те мигранты... те беженцы, вернее, мы не можем их называть мигрантами, беженцы они не несут позитивный заряд в экономике, они просто обременяют. Поэтому социальный статус сначала беженца, потом мигранта, а потом и коренного жителя Европы будет подвергаться пересмотру. Это понимают все. Именно поэтому первой реакцией стран Европейского Союза был протест против самого факта вот этого массового переселения из Северной Африки и Ближнего Востока. Я думаю, что на самом деле ситуация зайдёт в определённый тупик. Это вторая попытка проверить на прочность Европейский Союз. Первая была связана с долговыми обременениями стран - членов Евросоюза, ну, последней вишенкой на торте была Греция. А сейчас проходит второй раунд проверки Евросоюза на прочность и, если хотите, даже на вшивость. И в этой связи да, действительно, я вынужден констатировать и согласиться с Михаилом относительно того, что страны начинают действовать в одиночку. Значит идея европейского единства перестаёт существовать как цементирующая Европейский Союз. С одной стороны это плохо, потому что Европейский Союз всё-таки состоялся и как альянс и как носитель или применитель единой валюты, а с другой стороны это нормальный, естественный процесс. Потому что вслед за глобализацией конечно идёт национализация экономик - то, против чего сейчас выступают Соединённые Штаты Америки. То есть Штаты своими собственными руками разваливают то, что они создали некоторое время назад, Европейский Союз для управления европейской экономикой. И через некоторое время выяснится, что эти национальные экономики отнюдь не хотят действовать в рамках тех моделей, которые Штаты пытаются навязать сначала с помощью Евросоюза, а теперь трансатлантического торгового соглашения с ними же. Вот и всё.

Корнеевский: А вот то, что вы говорите, что каждый действует в одиночку, это проявилось в том, что, допустим, Венгрия сказала, что мы не будем пускать, Хорватия говорит: "А проходите через нас"...

Мухин: Дания тоже самое стала...

Корнеевский: И Дания тоже. Болгария.

Мухин: Она была одной из первых стран, которая говорит, мы должны вернуть контроль на границах. Это зависит от того, какое правительство у власти. Там, где правительство поправее... Ну, Венгрия - это просто правое правительство откровенно. В Дании очень сильна Датская народная партия, в общем, вполне себе националистическая. Она там является правящей или участником коалиции в разные периоды.

 

Точка зрения. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация