Точка зрения Миграционная проблема: Брюссель умывает руки
Персоны
На Берлин: нелегальные мигранты штурмуют европейский границы. Что ждёт Старый Свет, если не удастся сдержать их натиск? Об этом Елена Щедрунова говорит с заведующим кафедрой политики и функционирования Европейского Союза и Совета Европы, профессором МГИМО Олегом Барабановым и старшим научным сотрудником Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Ахмедом Ярлыкаповым.
Щедрунова: В этом часе будем говорить о ситуации с наплывом беженцев и мигрантов в Европейский союз. Мы все слышим заявления отдельных политиков, представителей стран. Мы видим, как страны борются с нелегальными, прежде всего, мигрантами. А где здесь Еврокомиссия? Точней, сегодня-то был один представитель Еврокомиссии, там лагерь для беженцев в районе Кале открывал. Но, в принципе, каких-то генеральных заявлений от Еврокомиссии, которая является даже де-юре правительством Евросоюза, как-то вот тишина. В чем дело, Олег Николаевич? Что же отмалчиваются?
Барабанов: Ну, здесь есть, во-первых, юридические резоны, поскольку в Евросоюзе очень сложная система разграничения компетенций и полномочий. Когда часть полномочий принадлежит Европейской комиссии, часть полномочий реализуется совместно, часть полномочий реализуется странами. Иногда это очень запутанно в миграционном вопросе в частности, поскольку там в ряде моментов идет не стык национального и общеевросоюзовского нормотворчества.
Щедрунова: Я прошу прощения, а разве общеевросоюзовское законодательство не выше национального?
Барабанов: В некоторых вопросах. Дело в том, что в некоторых вопросах - да. Таких, как допустим , сельское хозяйственная политика. Есть общесельскохозяйственная политика ЕС, там национальные политики подчиняются. Валютно-финансовая политика для стран зоны евро тоже централизована. Миграционная - не централизована в такой степени.
Щедрунова: Ахмет Аминович, как вам кажется, почему действительно молчит Брюссель, который высказывается по финансовым вопросам. Да, вот в Греции долг, Еврокомиссия в первых рядах, понимаете ли. Сельское хозяйство, Еврокомиссия в первых рядах. А тут беженцы, которые являются сейчас главной головной болью. Более того, для Европы, похоже, это гораздо большая головная боль, чем возможный дефолт Греции, о нем уже слегка подзабыли, это ушло на другие страницы. Живут себе и живут. Деньги получили до следующего раза. И Брюссель отмалчивается, Брюссель даже не говорит, что вот у нас есть фондик, мы, если что, вам денег дадим. То есть, Брюссель даже деньги не предлагает. А почему?
Ярлыкапов: Ну, во-первых, вопрос очень болезненный, потому что он выходит на вещи, которые могут Евросоюз в какой-то степени даже и взорвать, потому что вопрос беженцев выходит на проблему, которая в Европе тоже, в общем-то, замалчивается, такого дрифта вправо. То есть, очень популярными становятся правые партии и так далее. И лишний раз все это ворошить для Евросоюза очень нехорошо. А потом коллега очень правильно сказал насчет Восточной Европы. Да, для Восточной Европы этот вопрос очень болезненный, и если мы возьмем такие страны, например, как Латвия, смехотворные квоты - 250 человек чуть ли не на три года, по-моему. То есть Латвия принимает 250 человек за три года, а Германия берет на себя в тысячу раз больше - 250 тысяч человек. Совершенно несоизмеримые квоты. И здесь, мне кажется, Брюсселю действительно очень выгодно отдать дело на откуп тем странам, которые, собственно говоря, и несут на себе Евросоюз, в первую очередь Германии.
Полностью слушайте в аудиоверсии.