Точка зрения "Исламское государство" умудрилось поссориться со всеми, включая "Аль-Каиду"
Персоны
Дамаск под угрозой: с чего начинался сирийский конфликт? По какому сценарию он будет развиваться дальше? Чем ситуация на Ближнем Востоке угрожает России? Об этом Сергей Корнеевский поговорил с директором Центра стратегической конъюнктуры Иваном Коноваловым и доцентом РГГУ Сергеем Маркедоновым.
Корнеевский: Мекка, Медина, Иерусалим - вот такие названия городов сегодня прозвучали. Действительно ли это возможно, что "Исламское государство" захватит эти территории?
Коновалов: Такие, в общем-то, мысли есть у некоторых экспертов, да и не только экспертов, но и политиков, что военные успехи "Исламского государства" как военной организации настолько велики, что действительно они могут добиться серьезных успехов. Конечно, по поводу Иерусалима - это чересчур сильно сказано, потому что израильская армия, конечно, лучшая армия на Ближнем Востоке. Но Медина и Мекка... Собственно говоря, обрушить режим Саудовской Аравии ныне существующий, хотя именно этот режим до последнего времени поддерживал "Исламское государство" и стоял у истоков его создания - я имею в виду группировку "Исламское государство", безусловно, это может произойти, потому что... Не знаю, я не большой специалист по религиозным вопросам, насколько привлекателен тот образ жизни и те формулировки религиозные, которые предлагает "Исламское государство"...
Корнеевский: Вы имеете в виду, для саудитов?
Коновалов: Для людей, которые туда едут, для молодых людей, которые едут и отсюда. Мы знаем истории вообще дикие, когда студентки молодые туда отправляются. Но понятно одно, что серьезные военные успехи при такой радикальной постановке вопроса, что "мы свой, мы новый мир построим" - да, вот все до основания, а потом новый... Это уже было, мы это уже проходили, и это привлекало действительно очень многих. Сейчас это то же самое, поэтому опасность такая существует. Потому что Иракское государство, например, де-факто перестало существовать. Оно распалось на 3 части - курдов, суннитов, шиитов. Причем сунниты, не сказать, что все поддерживают "Исламское государство", но они все равно - питательная среда как раз для продвижения исламистов. Сирия тоже находится в тяжелейшей ситуации. Обрушение вот этих двух стран, когда сопротивление тут может прекратиться - ну, куда они дальше направят свой удар? На Иран? Это чревато...
Корнеевский: Просто халифат нельзя строить без Медины и Мекки - наверное, так можно себе представить.
Коновалов: Вот именно. Тогда и все пойдет как раз в ту сторону - Иордания и Саудовская Аравия, они двинутся туда.
Корнеевский: Хорошо, они двинутся туда. Мне кажется, это будет очень иронично, если ИГИЛ туда двинется, потому что вот вы уже упомянули, что Саудовская Аравия в некотором роде причастна к этой группировке. Сергей Мирославович, как вы считаете?
Маркедонов: В некотором роде причастна, но когда собираешь какое-то чудище, эффект Франкенштейна происходит. Сейчас Саудовская Аравия рассматривает ИГ, или ИГИЛ, как террористическую структуру. Хотел бы продолжить ваш вопрос. Здесь, мне кажется, стоит разделять некую риторику. Любая риторика, особенно террористического движения - она всегда трескучая, она всегда должна привлечь к себе, без этого нет терроризма. Терроризм - это же не криминальная разборка, это политически мотивированное насилие. Если это политически мотивированное насилие, вы должны как-то о себе заявлять. Заявлять о себе как о силе, которая способна сокрушать царства, как говорится, бросать вызов одновременно и Западу, и России.
ИЗ ПРОГРАММЫ:
"В Израиль ИГ соваться опасно - там его ждут".
"ИГ может обрушить режим в Саудовской Аравии. А в Израиле - вряд ли".
"ИГИЛУ важно постоянно наступать".
Полностью слушайте в аудиоверсии.