Точка зрения Российскую космонавтику загнали в угол
Персоны
Проблемы космической отрасли. Гости: главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин и вице-президент Российской академии космонавтики Юрий Караш.
Щедрунова: Сегодня премьер-министра страны Дмитрий Медведев проводил совещание, посвященное ситуации вокруг отечественной космической отрасли. Ну, у нас тоже такое мини-совещание сегодня будет, потому что у нас в студии тоже двое экспертов. Мы попробуем разобраться, что же происходит у нас в космической отрасли, которой мы гордились на протяжении полувека, а в последнее время, последний год, гордиться вроде как перестали. Попробуем выяснить, из-за чего перестали гордиться, и будет ли гордость в будущем.
Итак, у нас в студии вице-президент Российской академии космонавтики Юрий Караш и главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин. Юрий Юрьевич, Игорь Адольфович, здравствуйте!
Караш: Здравствуйте! Только я хочу уточнить, я не вице-президент Российской академии космонавтики, я всего лишь член-корреспондент.
Щедрунова: Как я вас повысила сразу. Вы уж не сопротивляйтесь!
Караш: Может это закрытым приказом меня подняли до вице-президента, но я не в курсе. Но в любом случае, спасибо.
Щедрунова: Главное – не ниже, правда? Когда выше, это же всегда приятно. Итак. Это наши эксперты. Сегодня на совещании Дмитрий Медведев обозначил три основных проблемы, которые существуют в отечественной космической отрасли. Это устаревшая производственная база, слабая электронно-компонентная база и отсутствие необходимых конструкционных материалов и нехватка квалифицированных рабочих, старение научных и производственных кадров. То есть кадровая проблема.
Вот к этим трём основным позициям, которые, как мне кажется, многие могли сформулировать, даже не особо задумываясь, вообще, о проблемах космоса, а просто так сказать, что, какие проблемы – и вот люди называют ровно те же самые проблемы. Вы бы что сюда добавили, Юрий Юрьевич?
Караш: Я бы не столько стал добавлять, сколько попытался сейчас пояснить свою мысль с помощью некой аллегории. Вот подходите вы к автомобилю и говорите, вы знаете, я хочу, чтобы у этого автомобиля быстрее крутились колёса. Давай сейчас поменяем протектор, давай установим легкосплавные диски, давай их лучше отбалансируем. Но ведь главное не во этом. Ведь главное в том, что у автомобиля почти не тянет двигатель. Так вот этот двигатель – это то, что называется словосочетанием наука и техника. Вот проблема заключается в том, что космонавтика – это компонент науки и техники, и если наука и техника, мягко говоря...
Щедрунова: Вы имеете в виду в широком смысле?
Караш: Совершенно верно. Если она, мягко говоря, не входит в список первейших приоритетов государства, а если называть вещи своими именами, то она просто загнана в угол, я считаю, сейчас в России, вот фактически, то как-то, по меньшей мере, наивно ожидать, что космонавтика будет показывать какие-то блестящие результаты. Еще раз повторю, что если у машины мотор не тянет, то какой смысл что-то делать с её колёсами, они все равно не будут крутиться.
То есть есть вот такое сейчас у нас в России очень модное словосочетание – системный кризис, его используют к месту, ни к месту, но в данном случае, боюсь, без него не обойтись. Вот известный системный кризис науки и техники, безусловно, сказывается в том числе и на космической отрасли. Что не так это престижно, как раньше было, заниматься у нас инженерией, что-то создавать, работать в космонавтике. Не только не престижно, но еще и не денежно. При всех огромных недостатках советского строя всё-таки наука и техника там была... ну, вот к ней относились, как к королеве. А сейчас просто как к служанке.
Щедрунова: Игорь Адольфович, что добавите к тому, что сказал, во-первых, наш собеседник и к тому, о чём говорил сегодня наш премьер-министр?
Маринин: Я бы обратил внимание на то, что за прошедшие уже 30 лет кризиса, в котором находится Россия, мы в космической отрасли в данном случае потеряли систему контроля качества. Если вы помните, ну, некоторые из слушателей наших помнят, что в советское время была военная приёмка, и военные контролировали всё. В настоящее время военные контролируют далеко не всё и даже не все разработки, которые производятся по заказу Министерства обороны.
Поэтому система контроля качества практически отсутствовала централизованная, и каждое предприятие пыталось контролировать себя само. Когда пришёл Поповкин полтора года назад, он заметил этот нонсенс, и сейчас создано управление в Роскосмосе контроля качества, качества производства, на каждом предприятии создаются независимые группы.
Слушайте прямой эфир программы "Другой разговор" на радио "Вести ФМ".
Полный перечень выпусков вы можете найти в разделе "Программы", на странице программы "Другой разговор".

Игорь Маринин /фото с www.novosti-kosmonavtiki.ru/