Точка зрения Послесловие к яркой жизни Маргарет Тэтчер
Персоны
Гости Елены Щедруновой на радио "Вести ФМ" - главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Фёдор Лукьянов и журналист, историк Николай Сванидзе.
Щедрунова: Всем добрый вечер. Естественно, тема у нас одна (не знаю, затронем ли другие темы) - это смерть Маргарет Тэтчер и послесловие к этой яркой жизни. Я бы предложила обсудить, после того, как мы обсудим вообще политику Тэтчер и ее вклад в развитие как родной страны, так и мира, возможно ли появление подобных политиков, и, главное, действия политиков, подобных Маргарет Тэтчер, в современных условиях? Потому что у меня такое ощущение, что мир все-таки поменялся. Николай Карлович, ваше видение Маргарет Тэтчер. Как бы вы ее описали?
Сванидзе: Огромного обаяния, огромного масштаба человек, женщина. По поводу умерших принято говорить красивые слова, пафосные, но я бы сказал, что в данном случае по отношению к Маргарет Тэтчер слово "великая" уместно. Она - великий политик, одна из самых крупных политических деятелей, абстрагируясь от пола, естественно. Один, я бы так сказал, в мужском роде. Она - один из самых крупных мировых политических деятелей второй половины XX века. Человек, который очень серьезно повлиял и на развитие своей великой страны - Великобритании - в очень жесткий период ее развития, в переломный период. Она сделала очень многое для того, чтобы вывести эту страну из тупика. И очень сильно повлияла также на ситуацию в нашей стране. Вообще, она очень сильно влияла на все, к чему прикасалась! Очень влиятельная женщина!
Лукьянов: Символ времени. Потому что Тэтчер управляла Великобританией в тот период, когда определенная модель социально-экономического развития, которая до этого была распространена в мире, особенно в Европе, себя исчерпала. То есть такой кейнсианский подход, популярный после Второй мировой войны, который исходил из того, что государство должно играть в экономике достаточно существенную роль. Это, конечно, был не социализм, но, тем не менее, роль государства считалась обязательной. Во многом это привело к перекосам. В Великобритании это привело к тому, что к концу правления лейбористских правительств, к концу 70-х годов, страна была опутана долгами и экономически катилась вниз.
И Тэтчер, конечно, не придумала тот подход, который стала реализовывать, такой неолиберальный, жесткий курс на оздоровление финансов, на максимально возможную приватизацию и изгнание государства в той степени, в какой это только возможно из экономического развития. Параллельно в Соединенных Штатах схожий курс проводил Рональд Рейган. Мы с Николаем Карловичем как раз перед эфиром обсуждали, что Рейган все-таки был больше политик, действовавший по наитию - интуитивист, шоумен, а Тэтчер была жестким человеком идеи.
Полностью слушайте в аудиоверсии.