Точка зрения В чем причины снижения капитализации "Газпрома"
Персоны
Гости Елены Щедруновой в студии "Вестей ФМ": вице-президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов и руководитель управления по ТЭК Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев.
Щедрунова: Всем добрый вечер. Тема нашего сегодняшнего разговора – "Газпром". Поводов, собственно, два. Первый – это снижение капитализации компании. На этой неделе она упала ниже 100 миллиардов долларов, в связи с чем в СМИ появились заголовки типа "В России не осталось компаний дороже 100 миллиардов долларов". С чем связано падение цены на акции "Газпрома"? И вторая причина – это интервью главы "Газпрома" Алексея Миллера, которое он дал моему коллеге Сергею Брилёву в программе "Вести в субботу" и где сделал два ярких заявления. Одно касается ситуации с поставками газа на Украину, и второе касается сланцевого газа. Эти темы мы и будем сегодня обсуждать с нашими экспертами. У нас в студии вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов и руководитель Управления по топливно-энергетическому комплексу Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев. Начнём с темы капитализации. Напомню, что в 2008 году, предкризисном, скажем так, компания стоила 360 миллиардов долларов. Более того, по планам она должна была буквально через пару лет стоить триллион. Во всяком случае, такую цифру называл Алексей Миллер. Однако (правда, еще не прошли те семь-восемь лет, о которых он говорил, осталось совсем недолго) компания уже стоит меньше 100 миллиардов долларов. Вопрос: в чём ошибся менеджмент "Газпрома"?
Абзалов: Здесь есть объективные обстоятельства, а есть субъективные. Объективные связаны с перераспределением финансовых потоков. На фоне нестабильности они массово выводятся, в крайнем случае, волнообразно выводятся из развивающихся экономик и активно вкладываются на внутренний рынок США прежде всего, поэтому там мы видим очень серьёзный показатель капитализации. Кстати говоря, недавние рекордные показатели СНП об этом свидетельствуют.
Щедрунова: То есть спекулянты на самом деле покидают развивающиеся рынки, и в данном случае "Газпром" страдает именно потому, что он - компания, которая работает на развивающемся рынке.
Абзалов: Это объективное обстоятельство, которое связано как бы с волновой системой, с теорией управляемого хаоса. А что касается субъективных, конечно же, на фоне других крупных энергетических игроков Российской Федерации "Газпром" недостаточно активно работает на внешних контурах. Из последних серьёзных новостей, которые появились, и серьёзных проектов, которые появляются, можно вспомнить только "Южный поток", активно начавшийся строить в прошлом году, но фактически пока с туманными перспективами.
Щедрунова: Ну как? Сегодня Алексей Миллер всё рассказал президенту страны, с конкретными сроками, кстати.
Абзалов: Это хорошо, что он рассказал всё президенту страны с конкретными сроками. Но не совсем понятно, как будет происходить газораспределение на территории Восточной Европы. То, что труба будет построена, с этим никто не спорит. Вопрос: сколько она будет стоить? И второй вопрос: какая будет система и структура распределения газа? Я напоминаю, там есть очень сложные вопросы, связанные с несколькими странами, по которым она будет проходить. Есть очень неприятная информация, которая была по шельфовым месторождениям до этого, - выход Statoil, например, Штокмана. Также существует достаточно серьёзная неопределённость на китайском направлении, многострадальный контракт на газ, который вроде как должен быть заключён в этом году, летом этого года, но до сих пор цена не определена, и переговоры будут идти в ближайшие три месяца.
Полностью слушайте в аудиоверсии.