Точка зрения Проблемы российского авиапрома не решить хвалебными речами
Персоны
Авиапром. Гости Елены Щедруновой в студии радио "Вести ФМ": Роман Гусаров, главный редактор портала Авиа.ру, и Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт".
Щедрунова: Всем добрый вечер. В эти долгие выходные многие из нас в очередной раз отправились отдыхать, используя для этого авиацию. И выяснилось, что самолетов на всех не хватает. Туроператоры заявили, что им не хватает как минимум 25 бортов, чтобы всех вовремя довезти. Все, кто пользуется отечественными авиакомпаниями, знают: в некоторых ситуациях, если что-то происходит с тем самолетом, который за вами должен был прилететь или прилетел, и стало ясно, что назад он лететь не может, люди могут сидеть часами, а то и сутками, ожидая, когда пришлют запасной борт и тоже их вывезут.
Возникает несколько вопросов. На чем мы летаем? Почему среди тех самолетов, на которых мы летаем, в основном самолеты иностранного производства, а не отечественного? Сможет ли отечественное авиастроение нас порадовать конкурентными машинами, и, может быть, мы когда-то будем летать на отечественных гражданских самолетах и гордиться тем, что это российские самолеты? Обо всем этом мы сегодня поговорим с нашими гостями.
У нас в студии главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров и руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. На самом деле, неожиданная тема посреди праздников. Но про отечественную авиапромышленность можно говорить, мне кажется, в любое время, потому что проблемы в ней не исчезают. Прежде чем мы будем это обсуждать, вы, наверное, будете говорить какие-то не очень благоприятные, благожелательные вещи, касающиеся российского авиапрома. Сразу хочу заявить, что, например, представители Союза машиностроителей и, в частности, первый вице-президент этого союза Владимир Гутенев заявил, что даже если есть недостатки, их необходимо решать в рамках обсуждения специалистов, не вынося за периметр страны. Иначе подобное заявление нанесет существенный ущерб экономике страны, сохранению рабочих мест и решению социальных задач. А кто-то из его коллег сказал даже еще более резко, что негативная информация о российском авиастроении, распространяемая отдельными представителями политической элиты и рядом российских СМИ, направлена на лоббирование интересов крупнейших зарубежных авиапроизводителей.
Как вам кажется, если бы в российских СМИ вообще ничего не говорили про российский авиапром? Если бы наши политики (часто тут депутаты поминались) тоже бы ни слова не говорили про российский авиапром или все время говорили о том, что авиапром у нас хороший? Может быть, действительно самолеты были бы лучше? Или они были бы конкурентны, и летали бы мы сейчас все на российских самолетах?
Гусаров: Да, серьезная тема. Я думаю, что совсем не говорить об авиапроме невозможно. Авиация всегда была для России стратегическим направлением развития страны. Россия всегда была авиационной державой, и забыть про авиацию, никак ее не упоминать категорически невозможно.
Щедрунова: Может быть, тогда рассказывать исключительно в хвалебных тонах?
Гусаров: Можно, конечно, и в хвалебных тонах. Только поможет ли это решить те проблемы, которые сегодня существуют в нашем авиапроме? Можно, конечно, создать ощущение, как это было в свое время, когда Хрущев в ООН стучал ботинком по трибуне и говорил, что мы ракеты как сосиски делаем, а у нас, по сути, было всего 20 стратегических ракет. Можно, конечно, и так - навести тень на плетень.
Щедрунова: А что, убедил же.
Гусаров: Убедил, да. Американцы напугались так, что нашлепали еще несколько тысяч ракет. Не знаю, кому это было лучше, но нам пришлось их догонять, и в итоге, как понимаете, в этой гонке вооружений мы проиграли.
Полностью слушайте в аудиоверсии.