Точка зрения Скандалы в Большом театре затмили реальные дела
Персоны
Обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский беседует со своими коллегами критиками о судьбе, прошлом и будущем Большого театра. Гости – балетный критик Лейла Гучмазова и музыкальный критик Петр Поспелов.
Заславский: Главная тема этой недели, во всяком случае, в том, что касается культуры - это смена руководства в Государственном академическом Большом театре, раньше Союза ССР, а теперь Большой театр России. Владимир Урин, бывший директор Государственного же Академического музыкального театра имени Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко переехал в начало той улицы - Большой Дмитровки, где находится театр, и пересел в кресло генерального директора Большого театра. И я приветствую в студии "Вестей ВМ" балетного критика Лейла Гучмазову. Здравствуйте, Лейла.
Без малого 13 лет руководства театром Анатолием Иксановым... Вот я сказал уже, художественного руководителя, и, как всегда в таких случаях бывает, коснусь, может быть, одной из главных проблем Большого театра в эти годы. Потому что среди самых часто возникавших упреков Иксанову было как раз отсутствие художественного руководителя, что, мол, всеми вопросами заправляет генеральный директор. Об этом, может быть, тоже у вас будет желание поговорить. Но вот, провожая Иксанова, который как-то все равно, притом, что он говорил, о том, что будто бы это его собственное желание, и появилось оно уже несколько месяцев назад, чуть ли не весной. Выглядел он довольно растерянным, и даже, я бы сказал, подавленным, и как-то с трудом сдерживал сильные чувства, прощаясь. Хотя все цивилизованные формы - и рукопожатия, и благодарности, и даже представление к высокой награде, и почетная, но бессмысленная должность советника по театральной политике министра культуры была ему предложена. Вот эти все, скажем так, условности они соблюдены. Но тем не менее прекращение контракта досрочно, прекращение до завершения сезона, до проведения гастролей. А гастроли, как мы прекрасно понимаем в этих театрах все договариваются на уровне личных отношений, иначе не бывает. Это не гастроли по синагогам, какие раньше были и у Большого театра, и у балета тоже. Вот это все, конечно, вызывает вопросы. Об этом тоже хотелось бы услышать ваше мнение. Наверное, вот что такое эти 13 лет Анатолия Иксанова?
Гучмазова: На сегодняшний день все очень дружно вопят о том, сколько было скандалов, и за этими скандалами, собственно, не видно того на самом деле, что было сделано. А сделано было, по крайней мере, на полянке балетной очень многое. Несмотря на то, что попреки Иксанову за то, что он правой рукой приглашал Алексея Ратманского, а левой рукой возвращал в театр Григоровича, и в этом нет такой внятной четкой политики, на самом деле это была только попытка усидеть на двух стульях...
Поспелов: Мне кажется, что все-таки репертуар сверстан. Мы знаем все премьеры, которые состоятся в следующем сезоне и даже некоторые премьеры, которые пройдут через сезон. Наверняка, все это будет соблюдено. Известно уже, кто будет дирижером, кто будет режиссером, основными исполнителями на этих премьерах, поэтому здесь неожиданностей ждать, в общем, не приходится. Слава Богу, Большой театр при Иксанове - это одно из его многочисленных достижений - перешел на долгосрочное планирование. Я помню, что в тот момент, когда в двухтысячном году Иксанов пришел на это место, то не было запланировано на предстоящий сезон вообще ничего.
Полностью слушайте в аудиоверсии.