Точка зрения Мигрант поневоле: что ждёт Сноудена в России
Персоны
Федеральная миграционная служба рассматривает прошение Эдварда Сноудена о временном убежище. Если бывший агент ЦРУ получит убежище, чем он займется в России? Куда пойдет работать? Продолжит ли свою разоблачительную деятельность? Это и многое другое Елена Щедрунова обсудила с гостями в студии "Вестей ФМ" - заместителем заведующего кафедрой управления миграционными процессами Государственного университета управления, кандидатом политических наук Владимиром Волохом и президентом фонда "Миграция XXI век" Вячеславом Поставниным.
Щедрунова: Всем добрый вечер! У нас в студии президент фонда "Миграция XXI века" Вячеслав Поставнин. Вячеслав Александрович, здравствуйте!
Поставнин: Здравствуйте!
Щедрунова: Ну, из названия вашей организации уже понятно, о чём будем говорить. Говорить мы будем про миграцию- тему многими любимую и горячо обсуждаемую. Начнём мы про самого знаменитого на данный момент, потенциального иммигранта в нашей стране Эдварда Сноудена, который наконец официально определился и подал заявление на получение временного убежища в России. Хотя мы очень много в эфире про это рассказываем, бывают у нас всякие материалы, тем не менее, давайте в деталях разберёмся. Во-первых, я обратила внимание на заявление представителя Федеральной миграционной службы о том, что она изучит вопрос того, по какой причине Сноуден вдруг оказался у нас, то есть как он к нам попал? Насколько важна эта причина, как человек попал на территорию России, Вячеслав Александрович?
Поставнин: Конечно, это формальность, но везде есть формальная сторона дела, поэтому государство даёт себе такой люфт, чтобы посмотреть. Потому что, например, у нас с Узбекистаном есть такая молчаливая договорённость, что всех отдавать, никаких здесь беженцев из Узбекистана быть не может. А здесь с политической целесообразностью определить надо. Вообще, знаете, ситуация со Сноуденом очень интересна. В течение 7 дней они сейчас примут решение, целесообразно ли его рассматривать, и он может перейти в центр временного размещения. Потом еще три месяца будут рассматривать, дать ему статус беженца или нет. Ну, в общем, в законе "О беженцах" всё прописано. Меня интересует другая ситуация, как китайцы легко его отдали, как пинг-понг, да?
Щедрунова: Да, да.
Поставнин: Это о чём, на мой взгляд, говорит? О том, что экономические интересы США Китай ставит настолько высоко, что этот человек им неинтересен вообще. То есть экономика там превалирует на 100%. Там такой оборот торговли, что это просто неважно. Для нас, видимо, торговые отношения...
Щедрунова: Нет, ну, мы же попали вообще в патовую ситуацию, потому что ведь не зря же Путин напомнил, что Сноудена лишили паспорта в тот момент, когда он был в воздухе. И дальше что?
Поставнин: И ничего страшного.
Щедрунова: То есть?
Поставнин: Понимаете, вопрос этот решается. Дайте ему понять, что да, он здесь нежелателен, ничего он не получит, как китайцы сделали.
Щедрунова: И куда он денется?
Поставнин: Пусть куда угодно девается.
Щедрунова: А с помощью каких документов? Он даже билет сейчас купить не может, у него паспорта нет.
Поставнин: Ну, паспорт у него есть в принципе.
Щедрунова: Но он аннулирован.
Поставнин: Аннулирован, да. Но с точки зрения государства, если оно заинтресовано принять кого-то, то его примут. Но китайцы его отфутболили очень грамотно. Мы с ним возимся.
Щедрунова: Прокомментируем то, о чём сказал наш слушатель Алексей. Он сказал о том, что люди получают разрешение на жительство в России, а потому какие могут быть претензии? Они автоматом должны получать право на работу. Вопрос в том, что потому что у нас нет виз, мы автоматически даём мигрантам право жить здесь, в России, и как следствие здесь работать? Владимир Александрович, вопрос к вам. Вы же глава Общественного совета при Федеральной миграционной службе. Будете за Федеральную миграционную службу сегодня отвечать!
Волох: Ну, во-первых, я за Федеральную миграционную службу отвечать не могу, поскольку я могу отвечать только за Общественный совет. Самое главное, вы сказали, что если у них есть разрешение на жительство, то они имеют право на работу. У нас иностранцы, которые имеют вид на жительство, или иностранцы, которые имеют разрешение на временное или постоянное проживание, могут работать без получения разрешительных документов. Наверное, мы говорим о других категориях.
Щедрунова: Смотрите, к нам приезжают из ближнего зарубежья, Алексей говорил именно про это. Узбекистан, я не знаю там, Таджикистан и так далее. Он говорил про этих иностранцев. У нас нет визового режима, граница для них открыта. Они совершенно свободно могут приехать в страну, получив на границе и заполнив только миграционную карту. Получается, что, заполнив эту карту, они автоматом получают право жить в России, а, соответственно, и работать? Тогда какие к ним претензии. Так или нет?
Волох: Они получают автоматом право временно пребывать на территории Российской Федерации при безвизовом въезде до 30 дней.
Щедрунова: Временно пребывать и, соответственно, работать.
Волох: Нет. Дальше они должны получить при желании разрешение на право трудовой деятельности. Если они получают разрешение на право трудовой деятельности, то они могут продлить разрешение на временное пребывание до года.